💬 ..."чтобы понять, что русская матрешка не имеет никакого отношения к японским куклам "кокеши", достаточно просто на них посмотреть, и вам все станет ясно"...
Добрый день друзья!
Достаточно давно на моем канале зашла речь о русской матрешке, всемирно известной игрушке, покорившей сердца не только детей, но и взрослых, в прямом смысле ставшей символом России и Советского Союза.
В разговоре один из читателей упомянул, что где-то слышал версию, что матрешку придумали не в России.
Это правда, но лишь в той части, что обвинять русских мастеров в том, что они, якобы, скопировали ее с японской куклы "кокеши", в ином произношении "кокэси", начали еще в начале XX века, т.е. буквально сразу же, после того, как матрешку увидел весь свет.
Собственно вот эта кукла, "кокеши", которую ошибочно считают прародителем русской матрешки.
Пустотелая колотушка, просто из-за того, что она сделана из бамбука, не имеющая главного признака матрешки - вкладываемости одна в одну множества таких же, но уменьшающихся по размеру, игрушек.
Вот, что по этому поводу писал Николай Дмитриевич Бартрам, русский искусствовед, живший на рубеже XIX и XX веков.
В общем ладно, с тем, что русская матрешка не имеет никакого отношения к японским "кокеши" думаю разобрались, достаточно просто посмотреть на японские куклы, чтобы это понять.
Но тогда встает вопрос, который я вынес в заголовок этой статьи, т.е. кто и когда придумал матрешку? И это не секрет, во всяком случае для людей живо интересующихся историей и культурой страны.
Известно не только имя мастера, придумавшего игрушку, но даже имеется его фотография за токарным станком.
Это токарь Василий Звездочкин, рабочий одного из предприятий Мамонтова, русского промышленника, владевшего, ко всему прочему, сетью магазинов "Детское воспитание", предтечи советского магазина "Детский мир".
Главным отличием мамонтовских магазинов от других, принадлежавших его конкурентам, была собственная фабрика игрушек, на которой они производились, где и работал токарь Василий Звездочкин.
Именно этот человек экспериментировал на мамонтовском производстве с древней русской игрушкой-неваляшкой, в то время называвшейся наоборот - "валялкой", или же "ванькой-встанькой", см. фото ниже.
Звездочкин пытался сделать неваляшку более устойчивой, без внешнего уменьшения ее верхней части, т.к. по его мнению полнотелая игрушка, с более объемной верхней частью, выглядела бы более органично.
За основу своих опытов он взял вот такую, см. фото ниже, "валялку" и распилил ее пополам, после чего выбрал сердцевину из корпуса.
Потом мастер соединил две половинки и остался доволен результатом, получилась тяжелая в нижней части, при этом легкая и объемная в верхней, игрушка, но это еще не была матрешка. Пока еще это была неваляшка.
Матрешкой игрушка стала позже, после того, как хитрый промышленник, а может быть кто-то из его управляющих, додумался поместить внутрь куклы сюрприз. Да, да, как в том самом шоколадном яйце, которое покупают не из-за шоколада, а из-за его секрета внутри.
И кукла, что называется, выстрелила! Первую партию неваляшек, с сюрпризом внутри, покупатели разобрали в считанные дни. Соответственно игрушку, приносившую магазину огромную прибыль, сразу же запустили на поток.
В это же время, учитывая, что игрушка интересовала людей не как неваляшка, а как шкатулка с сюрпризом, ее немного переделали, она утратила функцию неваляшки и приобрела современный вид.
На фото ниже вы видите одну из первых, уже современного вида, а главное функционала, игрушек из мамонтовского магазина.
Более того, на этом же фото вы видите ее первую роспись, в том виде, как мы знаем игрушку сейчас, т.е. щекастые веселушки, во главе со старшей, держащей в руках петуха, которую звали Матрена. От нее и пошло новое название игрушка - матрешка.
Кстати, эту роспись сделал известный русский художник Сергей Малютин, который расписал кукол, отправившихся в 1900 году в Париж, на выставку, где они стали гвоздем программы, покорив весь мир.
После парижской выставки матрешка стала символом России, ее стали производить по всей стране, появились всевозможные вятские, хохломские, федоскинские и т.д. матрешки. Отличающиеся друг от друга росписью.
Кстати, если вы посмотрите еще раз на скриншот со словами Никола Бартрама, который я разместил в самом начале статьи, то поймете, что производили ее не только в России, но и отчаянно плагиатили за рубежом, выдавая подделки за русское производство.
С уважением, Лев Валерьевич.
🗣 Друзья, я серьезно болен, практически не передвигаюсь самостоятельно, поэтому нуждаюсь в вашей поддержке. Подробнее по ссылке ниже.