Рассмотрим, что происходит в жизни малыша в этом возрасте. Как развивать, чему уделить внимание, что важно.
Представим гипотетическую девочку Катю трех лет, которая живет насыщенной детской жизнью и нормотипично развивается, то есть соответствует статистической психической норме.
Первый год жизни Катю носили на ручках и катали по улице в коляске, пели ей песенки, ласково разговаривали, наглаживали животик и делали массажи. В год наша девочка начала ходить, достала все крышки из шкафов на кухне, подобрала к ним кастрюли, раскидала пару шкафов с одеждой, облизала цветочный горшок, пару стульев и пожевала песок в песочнице.
В год с небольшим Катя начала говорить слоги, к двум годам - слова. В два года девочка играла в сортеры, кубики, каталки, может быть даже собирала пазлы. Ей выдали карандаши и рулон обоев и предоставили свободу творчества. По вечерам родители читали Кате сказки, скорее всего одни и те же по кругу, выучили эти сказки наизусть и робко предлагали почитать что-нибудь новенькое, раз за разом получая отказ. Катя научилась забираться на горку и скатываться с нее, ездить на трехколесном самокате, прыгать, бегать, перешагивать и изредка огибать углы.
В норме к трем годам ребенок начинает говорить и, самое важное, играть в сюжетно-ролевые игры. То есть не сам вдруг начинает, родители или старшие дети показывают ему пример, учат играть.
Это очень важный момент - ребенка нужно научить играть, показать простые сюжеты, применить в этой игре творчество, использовать диалоги. Они не умеют этого по умолчанию. Маленькие дети не умеют вести диалоги, им не очень интересно что говорит рядом играющий и нет потребности отвечать или получать ответы от партнера по игре. По мере развития уровня сюжетно-ролевой игры проявления эгоцентрической речи убывают и появляется интерес к личности другого человека. Сначала детей интересуют взрослые или старшие дети, позднее - ровесники. Игра нужна для развития коммуникативных навыков: умение завести знакомство, слушание собеседника, решение конфликтных ситуаций, обсуждение чего-либо, рассказывание истории, проявление эмпатии.
Сюжетно-ролевая игра запускает развитие образного мышления. Оно нужно для творчества, создания новых сюжетов игр, генерации идей. Без образного мышления ребенок не может придумать чем ему заняться или как поиграть. Он не знает как повернется сюжет игры и к чему он приведёт. С развитием этого нового типа мышления приходит воображение, улучшается работа памяти, появляется креативность в деятельности.
С развитым образным мышлением ребенок может понять, что вот такой набор палочек это буква, появляется словесно-логическое мышление, значит ребенок может научиться читать, понимать прочитанное, писать, рассказывать истории и делать выводы.
Сюжетно-ролевая игра - лучшее, что может быть у ребенка дошкольного возраста для его развития. Если наша Катя пошла в детский сад, нашла там товарищей по игре и друзей, активно играет, значит она прекрасно развивается. Если ребенок не умеет играть и компании подходящей у него нет, эта задача ложится на плечи родителей: играть, играть и еще раз играть!