Собираясь в путешествие, я беру с собой в дорогу множество бытовых мелочей – это тройники, зарядки, электрический удлинитель, батарейки, складной электрический чайник, верёвка с прищепками для сушки белья и много других полезных в дороге вещей.
После моей последней поездки в Нечкино мой список пополнится правилом: отправляясь в длинный путь, бери с собой шпингалет для двери туалета, саморезы и отвёртку.
Обучаясь в школе, я часто отправлялась с классом в походы с ночёвками. Считалось, что мальчики и девочки только вне школы и дома, без родителей способны проявить себя в полной мере. Так и было. Отличник - гордость родителей и школы, выйдя из привычной для него среды обитания, превращался в слабака-нытика, который жаловался, филонил, умничал или обвинял в своих проблемах тяжёлый рюкзак, собранный бабушкой. А плохо успевающие на уроках детки демонстрировали дух товарищества, всегда знали как поддержать уставших, рассмешить грустных и проявляли смекалку. После таких путешествий сменялись акценты в школьной иерархии. Походы делали детей взрослее и выносливее.
Формировались здоровые человеческие ценности. Зарождался вкус к путешествиям. Охота к перемене мест имелась и у представителей небольшой компании, с которыми я проводила свой отпуск в это лето.
Моё недавнее путешествие. Нечкино – деревня недалеко от Сарапула
В населённом пункте Нечкино в Удмуртии наша туристическая группа квартировалась пять ночей. В деревне было 4 магазинчика, множество заброшенных строений, перекошенные водокачки, симпатичные деревянные заборы, синий трактор и микроскопический музей белохвостого орлана.
Нас было 13 человек на 4 арендованных домика. Больше свободного жилья не было. Меня с мужем и ещё одну семейную пару заселили в четырёхместный одноэтажный номер. Домик был бы неплох, если бы в нём была бы не одна, а две спальни. Единственную спальню заняла другая семья. Мне и моему мужу Славе достался диван, стоящий на кухне между дверью спальни и выходом на террасу. В подобной ситуации мы пребывали впервые. В этом плохого ничего не было. В походах по молодости ночевали по шесть разнополых человек в одной палатке. Нормал! Наши соседи (муж с женой) были спокойные и доброжелательные.
Вполне можно абстрагироваться от пребывания посторонних людей под одной крышей. Если нужно, то я умею.
Но нет! В туалете на двери отсутствовала задвижка!
Не было возможности зайти в помещение, например для принятия душа, и закрыть за собой на замок (крючок, засов, ключ, верёвочку, щеколду) дверь. Так и жили с удобствами, но без крючка! Было несколько недоразумений, но их описывать не буду.
В других трёх домиках, занятых нашими девятью соседями, крючков на дверях туалетов так же не предусматривалось.
Ширм, занавесок для зоны сна в домиках не было, а постельное бельё хозяева гостиницы лишь частично предоставили гостям.
На 4-х постояльцев моего домика выделили 4 подушки, 3 наволочки, 2 простыни, 4 одеяла, 3 пододеяльника и 6 полотенец
Владелица гостевого домика принесла четвёртую наволочку после моей просьбы.
А сразу нельзя было предоставить хотя бы минимум мануфактуры, или предполагалось, что муж с женой должны прямо сейчас «умереть на одной подушке»?
Шесть полотенец поделили – по три на семью. Думаю, что разумнее было предоставить по три полотенца на одного гостя.
Ладно! Сойдёт и так! В походе, как в походе! Если три полотенца - это три звезды (статус гостиницы), то мне и Славе достались три звезды на двоих.
Во всех домиках было по три двери. И скрипели эти конструкции душераздирающе, как раненные скрипки. Мелодия струнного оркестра менялась в прямой зависимости от скорости открытия дверей. Итог: 12 музыкальных инструментов на 13 путешественников. Петли входных дверей от жуткой музыки избавило растительное масло, закапанное в дверные петли. Спасибо мужчинам! Внутренние двери «вылечить» не удалось. Конструкция петли не позволяла подать в неё смазку. Родилось новое правило: бери машинное масло в дорогу!
Когда днём во время дождя я пыталась уснуть, мой сон сопровождали назойливые мухи. Бумажные спиральки с липким слоем не помогали. Вредные мухи не приклеивались, а в магазинах Нечкино, как назло, к нашему приезду закончились мухобойки. Муж скручивал полотенце (одно из тех трёхзвёздных) и методично боролся с крылатыми насекомыми. Ещё одно правило рождённое в путешествии в Нечкино – бери мухобойку в дорогу.
Как назло половину времени дул сильный ветер и шёл дождь! Из развлечений только 4 магазина, 1 микроскопический музей, бесплатный бассейн и 4 туристические тропы (как потом оказалось, платные)
У природы нет плохой погоды. Природа позволила себе быть живописной, как на картинке. Красота и простор!
В отсутствие дождя и сильного ветра я ходила фотографировать местные поломанные временем заборы. Такие деревянные артефакты симпатичны на закате, когда отбрасывают интересные тени.
В моём созерцании деревенских изысков была одна уловка. Около заброшенных домов росло много спелых ягод. Я всласть полакомилась лесной земляникой, садовой клубникой, грушами, вишенками, яблоками, малинкой, смородиной. Все мои попутчики покупали ягоды у деревенских жителей. А я нет! Я ела натуральные витаминчики с куста! И только те, которые собирала сама. А это необыкновенно! Походный опыт из детства не забываем!
Музей белохвостого орлана располагался в единственном помещении и напоминал кабинет биологии
Экскурсовод всем понравилась. Она работала учителем ботаники в школе. Дама не боялась ни дождя, ни ветра, ни высокой скорости передвижения, ни больших расстояний.
После посещения музея нашей компании открылась туристическая тропа длиной в 5 километров. Мы с большим удовольствием преодолели и её. Я плелась в конце группы. Лесная земляника интересовала меня больше, чем стоянки первобытных людей, о которых рассказывала экскурсовод. Волчьей ягоды вдоль тропы росло в разы больше, чем съедобной! Бедные первобытнообщинные люди!
Из Нечкино автобусом мы ездили в Воткинск и Ижевск
Водителю нанятого микроавтобуса в Воткинске наша руководительница обещала заплатить за время аренды. Это была плохая практика для посещения экскурсий. Ушлый шофёр жёстко опаздывал на все мероприятия, путался в адресах и тупил, тупил, тупил. Про себя мы нарекли его Дядя Тормоз. В итоге мы не успели на предоплаченный обед в кафешку, и нашу трапезу перенесли позднее на два часа. Это время мы провели в Воткинских термах. В термы прошли, не задерживаясь, как группа туристов.
Народ в длинной очереди завопил: «Почему вы не ждёте как культурные люди? Мы тут давно маемся»!
Мы ответили: «Так мы же из Саратова приехали как организованные!».
Томящиеся люди проглотили наш ответ, молча, с нескрываемым удивлением на лицах, как герои в пьесе Гоголя «Ревизор».
После приятных терм наша компания перебралась в кафешку, и поела быстро и с аппетитом. Насытившись, поскакали к автобусу. Время – деньги. Но последних четырех человек из тринадцати поймала и взяла в заложники бойкая официантка.
Оказалось, что наша замотанная неадекватностью шофёра руководительница группы, внесла только предоплату за кушанья
Дурной водитель микроавтобуса «вынес ей мозг» ещё в начале поездки.
- «Откуда вы?» - спросила заложников запыхавшаяся официантка.
- «Мы из города Саратова» - сознались заложники.
- «Ну, вас и занесло!» - удивилась в ответ официантка.
- «Так у нас водитель дурной, напился с утра тормозной жидкости и в маршрутах путается!» - сознались заложники.
Опять немая сцена. У бойкой представительницы общественного питания кончились слова. В городе Воткинске не понимают шуток. В городе Воткинске делают ракеты.
Стоит только догадываться, куда увёл ход мыслей официантки. Наша Главная расплатилась и мы тихой сапой покатились назад в Нечкино собирать грибы. Дядя Тормоз знал своё дело.
Грибов в Нечкино видимо-невидимо
Местные собирают их вёдрами. Я не собираю грибы, я их только фотографирую. И, так - много лет.
Сосед по домику рано утром, когда все спали, вышел прогуляться по территории турбазы, и наткнулся в траве на семейку подосиновиков. Как назло, в небе парил сам Орлан Белохвостый. Пока натуралист любовался полётом птички, грибы растворились в воздухе вместе с представителем пернатых. Кто-то невидимый ловко срезал находку. Всего за минуту! Вот такая история про соседа, орлана белохвостого и подосиновики.
Закончилось наше пребывание в Удмуртии
Далее туристы открыли для себя Татарстан.
Жили в гостиницах Елабуги и Казани в благоустроенных номерах по два человека, так что история с незапирающимися удобствами подошла к концу. Отсутствие задвижек в «сакральных» местах населённого пункта Нечкино стало испытанием не только для меня, но и для наших соседей по домику. Ребята частенько нервно ругались на рассыпающуюся под весом кровать в их спальне, ворчали на неудобные сиденья в экскурсионном автобусе, которые их укачивали, и не давали выпрямить ноги, ну, и на невидимого грибного вора. Испытание на выносливость в походе наши соседи по домику прошли, но частично! Наверное, пионерами в походы ходили редко, и от змей в палатке не отбивались…
Справился с трудностями туризма в Удмуртии только Слава. Он был спокоен как танк. Не жаловался, не умничал, не раздавал советы и никого не комментировал. В автобусе на козырные места не запрыгивал, в кафешках лучшие столики не захватывал. Он никуда не спешил. Когда вся группа, опаздывая, бежала к автобусу, он шёл медленно и демонстративно курил. Он же в отпуске! Он же оплатил поездку! К нему не может быть вопросов! Следовал правилу: «Кто понял жизнь, тот не спешит». И никто ни разу ему не сделал замечание. Мужчинам в нашей стране редко делают замечания.
Выводы
Бронируя бунгало, узнайте заранее:
- скрипят ли двери номера?
- можно ли запереться в туалете?
- предоставляется ли мухобойка?
А если честно: «Мужественный человек обыкновенно страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется, не страдая»
(Пьер Буаст).