Вопрос, который на первый взгляд кажется простым: почему Россия не может повторить успех Китая в автопроме? Кажется, что путь уже проложен, стратегия ясна, осталось только шагнуть по следам. Но тут возникает сложность — Россия и Китай кардинально отличаются друг от друга, что делает этот путь совсем не таким простым, как кажется.
Сегодня Китай уверенно отбирает пальму первенства у Японии на мировом рынке автоэкспорта. За первые шесть месяцев года китайцы отправили за границу почти 2,8 миллиона автомобилей, тогда как Япония, некогда безоговорочный лидер, едва преодолела отметку в 2 миллиона.
Как и многие другие, я не являюсь ярым поклонником отечественных автомобилей, но это не мешает мне искренне переживать за их судьбу. Когда слышишь конструктивную критику и видишь объективные вопросы — это одно. Совсем другое дело, когда предприятия, работающие в суровых условиях, подвергаются необоснованной критике, зачастую со стороны людей, которые слабо представляют, как устроена эта отрасль.
Но давайте отложим эмоции в сторону и сосредоточимся на сути. Главный вопрос: почему у России не получается повторить «китайский путь»? Ключевой ответ заключается в «емкости рынка». Россия — страна огромная, но её население далеко не так велико и плотно распределено, как в Китае или Индии. Эти страны, благодаря своей демографической мощи, могут диктовать условия иностранным инвесторам, вынуждая их соглашаться на наиболее выгодные предложения.
Китайский автопром развивался в условиях, когда ведущие мировые автоконцерны открывали свои заводы в партнёрстве с китайскими государственными структурами. Причём контрольный пакет акций в 51% всегда оставался за китайской стороной, что позволяло ей распоряжаться технологиями по своему усмотрению — создавая собственные модели на базе уже существующих решений.
Россия же, в силу объективных причин, не имела и не имеет возможности так сильно влиять на крупные мировые бренды. Наш рынок слишком мал, чтобы получить контроль над технологиями, как это сделал Китай. Следовательно, российской автомобильной отрасли предстоит преодолеть этот путь своими силами. И учитывая, что на протяжении всей истории отечественный автопром полагался на приобретённые технологии, этот путь будет долгим и трудным.
Так что пока мы можем только улыбаться, махать рукой и выбирать: привыкнуть к китайским авто или, как в былые времена, искать свою машину на зарубежных аукционах, например, в той же Японии. Благо, сегодня времена изменились, и гнать машину самому через полстраны уже не нужно, опасаясь, доедешь ли до дома целым и невредимым…
#автомобили