В этом году в школах и колледжах вводят новый предмет - семьеведение. Уж больно в стране много разводов и низкая рождаемость, нужно как-то корректировать ситуацию. Вроде бы новый предмет - но для меня ничего принципиально нового в нём нет.
Я бывший учитель (биология, химия). Еще в СССР одно время был введен в школьные программы курс "Этика и психология семейной жизни" в 10-х классах. Я его преподавала.
Уроки были без оценок, но вела я курс по своей программе, без занудства, - ребята сидели, открыв рты . Я то и дело обнаруживала, что в классе сидят совершенно незнакомые мне ребята за какими-то столами. А это приводили друзей из других школ послушать мои уроки.
Сама программа была, честно говоря, нудная. Я записывала уроки в журнал по положенной программе, но предмет вела по-своему.
Нет, никакой камасутры я старшеклассникам не преподавала - уже взрослые, и так всё знали. Упор делала на психологию характера и психологию отношений, физиологию, гигиену, профилактику болезней и... правила хорошего тона.
Ребятам очень интересно было разбираться в собственных характерах, учиться разбираться в людях, постигать основы бесконфликтного общения, учиться правильно вести себя в отношениях, постигать особенности женской и мужской психологии и функционирование женского и мужского организма, профилактику болезней, течение беременности и многое другое.
На самом деле это очень нужный предмет. Ведь математика, физика или биология в жизни в большом и подробном изложении нужны далеко не всем. А вот уметь разбираться в людях, правильно общаться и грамотно строить отношения нужно всем без исключения. И плохо, что в школах этому пока вообще не учат, ведь в семьях многие родители и сами не умеют этого делать.
Никакого смеха на уроках не было, так как на первом уроке я им сразу говорила, что любовь и отношения между людьми - самое чистое, а грязью их только не повзрослевшие и глупые люди мазать могут. А вот думать им приходилось много. Например, на одном из первых уроков всегда задавала старшеклассникам простой вопрос : «Если бы Вам пришлось выбирать — любить самому или быть любимым, что бы Вы выбрали?»
И в ответ слышала дружный хор: «Быть любимым!!!» и несколько тихих голосов : «Любить самому...»
Я говорила им :"Почти все Вы хотите быть любимыми, не прикладывая особых усилий к труду любви. Вот подумайте, каковы Ваши шансы стать счастливыми при такой потребительской позиции?»
Задумывались крепко! Вот основная причина множества разводов и личных трагедий — потребительская позиция.
Предмет планируют сделать факультативным. А ведь "Этика и психология семейной жизни" была предметом обязательным - правда в тех школах, где был учитель, способный взять на себя ведение этого непростого предмета. А ведь сейчас снова нет уже опытных преподавателей этого предмета, снова всё на ходу и по принципу "кто возьмётся за новое".
Я посмотрела программы и учебник по семьеведению. Мне они показались довольно интересными. Вот ссылка на учебник - Вы можете посмотреть, чему будут обучать детей:
Конечно всегда многое зависит от учителя. Плохой учитель и самый интересный предмет сделает отвратительным для учеников, а хороший заинтересует так, что ученики с удовольствием будут стремиться на его уроки. Главное - то, что преподаёт учитель, должно быть для него самого интересным и захватывающим, тогда и детям всегда будет интересно.
Мои уже давно очень взрослые ученики всегда при встрече вспоминают эти уроки, благодарят - многое им в жизни пригодилось. И очень приятно, когда мои бывшие ученики при встрече в транспорте при выходе из автобуса или электрички всегда подают мне руку со словами:"Вы меня научили правилам хорошего тона, спасибо, мне это очень пригодилось в жизни, это всегда нравится всем окружающим". Правда, в программе этого урока вообще-то не было. Это уж я сама учила правильно подать пальто, правильно открыть дверь перед человеком, правильно пользоваться столовыми приборами и так далее.
А сейчас в программе такой урок планируется, и это хорошо. А еще планируются уроки по знанию семейного законодательства - и это прекрасно, ведь сколько трагедий у людей! Из-за незнания закона люди теряют жильё, берут на себя чужие кредиты и так далее.
А как Вы думаете, нужен ли такой предмет в школах?
Моим подписчикам я кратко отвечаю на один вопрос по фото рук при строгом и обязательном соблюдении моих правил. Правила здесь
Ваши лайки и комментарии способствуют развитию канала. Те, кто очень мне благодарен за мою помощь при работе с их руками, могут по своему желанию перевести мне денежную благодарность на карту с пометкой "В дар". Счёт карты 2202 2063 9554 7743 Сбербанк MИР.