Путеводители настойчиво советовали посетить в Смоленске музей скульптуры Коненкова. И хотя имя этого скульптора было для нас неизвестным, мы не стали сопротивляться, и включили музей в наш маршрут.
Сергей Тимофеевич Коненков оказался интересным скульптором. Родился он в 1874 году в деревне Караковичи Смоленской губернии, рано остался без матери, но ему повезло с дядей, в семье которого он рос. Тот заметил творческие способности племянника и поспособствовал его обучению.
После обучения в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве он получил грант на годовую поездку по Европе, где проникся творчеством Родена. Что создало ему определенные трудности. В Санкт-Петербургском высшем художественном училище его взгляды разошлись с наставником, а выпускная работа - статуя «Самсон» - вызвала ожесточенную дискуссию у профессоров, которым не понравилась вольная, экспрессивная, модернистская трактовка библейского мотива. Коненкова поддержали только Репин и Куинджи, но это не сильно помогло - администрация Академии распорядилась уничтожить скульптуру, чтобы та не будоражила студентов.
Интересно, что после революции Сергей Тимофеевич примкнул к большевикам, но и у них его яркие работы вызывали «смутные сомнения», так что по предложению Луначарского Коненкова отправили сопровождающим художественной выставки вначале в Ригу, а потом в Америку, где он прожил с 1924 по 1945 год.
Во время Второй Мировой войны скульптор был членом Комитета помощи России, по фотографиям выполнил скульптурные портреты Жукова, Рокоссовского, Конева и Малиновского, и возможно, это всё высоко оценил товарищ Сталин, который после войны отправил за Коненковым и его работами теплоход «Смольный». Так что последние годы свой жизни Сергей Тимофеевич провел в Москве.
Музей в Смоленске, на родной земле скульптора, открылся уже после его смерти, в 1973 году. Коненков всегда с огромным уважением относился к месту, где родился и вырос, он считал, что именно природа и культура родного края сформировали его, как творческую личность, поэтому он хотел, чтобы на его родине хранилось большое собрание его работ. К счастью, так и произошло.
Сейчас в музее представлены около 90 экспонатов, включая самую прикольную (на мой взгляд) сказочную лесную серию. Эти скульптуры выполнены из дерева - с минимальной обработкой. Почти как Буратино из полена). Но получилось прямо очень здорово!
Считается, что Коненков первый среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обратился к теме обнаженного женского тела. Да, судя по работам, есть такое. Вернее, такие скульптуры в музее тоже есть.
Советский период тоже есть, так что творчество Коненкова на протяжении всего его жизненного пути в музее представлено.
Кстати, само здание музея тоже очень примечательно. Это бывший особняк Энгельгардтов, переданный Смоленскому отделению госбанка. Является памятников архитектуры эклектического направления второй половины 19 века. Наверное, лучшего места для такого музея и не придумаешь. Правда, когда мы пытались спросить у полицейских, которые дежурили по городу, так как там отмечался День молодежи, дорогу к этому музею, никто из них про него даже и не слышал.
Всем спасибо и добра! Лайки и подписки приветствуются!)