«Доспехи Самозванца» – так называется новая выставка в павильоне «Арсенал». Что увидит посетитель? Части доспеха, принадлежавшего Лжедмитрию I, которым он так и не успел воспользоваться. Подобный комплект, предназначавшийся для парадных выходов и церемоний, изготавливался в то время достаточно долго, а правление лжецаря длилось менее года. Эти редчайшие предметы начала XVII века хранятся в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка в «Арсенале» – совместный проект двух музеев.
Дмитрий Самозванец, Григорий Отрепьев, царь Дмитрий Иванович, Лжедмитрий I – всё это имена одного и того же исторического персонажа, правившего Русским царством в 1605–1606 годах, чье происхождение до сих пор доподлинно не известно. Фактом остается только то, что он выдавал себя за Дмитрия – сына царя Иоанна IV Грозного, его законного наследника, так и не воцарившегося на российском троне.
В 1870 году известный коллекционер, камер-юнкер Александр Базилевский преподнес императору Александру II набедренники и оплечья рыцарского доспеха с великолепной художественной отделкой. Эти уникальные предметы были найдены «случайным образом в Париже» хранителем Царскосельского арсенала Егором Кеммерером в 1868 году. Он сообщил о них Базилевскому, и тот приобрел доспехи у антиквара для подарка государю.
Части парадного доспеха состоят из двух наручей (brassards) и двух длинных набедренников (cuissards), каждый из 14 пластин, изготовленных из железа и украшенных травленым и золоченым растительным орнаментом, изображениями воинской арматуры и овальных медальонов с царскими двуглавыми орлами, увенчанными одной открытой короной с пятью концами и крестом (каждый). На груди орлов – щитки с изображениями Георгия Победоносца («ездеца») – московского герба. Прикрытие коленного сгиба (genoullieres) и налокотники (cubitieres) украшены такими же царскими орлами.
Большие оплечья в виде опахала (epaulieres en eventail) с продолжением на спинном прикрытии, декорированы с обеих сторон большими кругами с царским двуглавым орлом того же типа как предыдущие, вокруг которых расположены по тринадцать маленьких кружков. В верхнем изображен длинный греческий крест, а в других кружках – гербы царств и земель, упоминаемых в царском титуле. На иноземное происхождение мастеров указывает то, что геральдические эмблемы некоторых областей Московского государства, входящие в состав печати и изображающие зверей, переделаны на западноевропейский манер. Так, например, вместо северного оленя изображена дикая коза.
Особые детали отделки доспеха – царские орлы и государственные гербы, которыми он украшен. Аналогичные геральдические эмблемы имеются на лицевой стороне большой царской печати царя Ивана IV Грозного. Сочетание государственного герба с изображением государственной печати, несомненно, указывает на то, что доспех принадлежал одному из русских государей конца XVI – начала XVII века. Единственным монархом, который мог носить подобные латы в начале XVII века, был мнимый сын царя Ивана Грозного – Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I). Первым это предположение высказал хранитель Царскосельского арсенала Егор Кеммерер. Такой же точки зрения придерживался оружиевед и хранитель эрмитажного собрания оружия Эдуард Ленц. Дополнительный аргумент в пользу этой атрибуции – размеры доспеха. Броня была сделана для широкоплечего мужчины среднего или ниже среднего роста худощавого телосложения, что вполне соответствует описаниям современников облика Самозванца.
Выставка работает до 10 ноября 2024 года.