Найти тему

Фильмы снятые в Саратове в первой половине XX века

1924
Побежденные сегодня

Производство: Пролеткино (Саратов). Режиссер и оператор: А. Булдаков. В ролях: студийцы Саратовской студии.
Фильм не сохранился.

1925

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОПА ФАЛАЛЕЯ ОБАЛДУЕВА. Агитфильм, 1 ч.,
250 м, Пролеткино (Саратов), 1924 г., ВЭ 1.У1П 1924 г.
Авт. сцен. Л. Котомка; реж. и опер. А. Булдаков.
Роли исполняли студийцы Саратовской студии.
Антирелигиозный фильм.
Первая работа коллектива Саратовской киностудии.
Фильм не сохранился.
Библиография: «Кино-газета», М., З.Х1 1925 г.; «Пролеткино»,
М., 1925, № 4-5.

1925
Кто кого?


Производство: Пролёткино (Саратов). Автор сценария: В. Ардов. Режиссер: Е. Петров. В ролях: А. Усольцев-Гарф, Н. Скальский, Е. Петров, М. Касимова и др.
Драма о классовой борьбе в деревне периода НЭПа. Крестьянин-бедняк Никита, после того как у него пала лошадь, обращается к местному деревенскому кулаку Хапову с просьбой о ссуде и получает отказ. Между тем молодой крестьянин Лёва Алейников вместе со своим другом Силантием отправляются в город. В пути они видят трактор, обрабатывающий землю совхоза. В городе друзья посещают председателя райсельсоюза, рассказывают ему о положении в деревне. По его совету Лёва пишет в редакцию газеты заметку, изобличающую Хапова. Руководимые активистом крестьяне-бедняки организуют сельхозартель и открывают кооперативную торговлю в деревне. Хапов решает поджечь помещение кооператива, но во время поджога теряет свою зажигалку, которую находит Лёва. Тогда Хапов решает убить активиста. Для этой цели он пытается использовать спившегося безлошадника Никиту. Однако Никита колеблется, а затем во всем открывается Лёве. Кулак Хапов разоблачен — он и его сообщники преданы суду.

Автор сценария - В. Ардов. В фильме снимались: А. Усольцев-Гарф (Л. Алейников), Н. Скальский (Силантий, приятель Левы), Е. Петров (Никита), А. Гергиевский (Хапов, кулак).
Фильм не сохранился.

-2



Черная смерть (В степях Киргизии)
Производство: Пролёткино (Саратов). Автор сценария: П. Гребнев. Режиссер: В. Полевой. В ролях: А. Ташетдинов, медицинский персонал саратовского пункта «Микроб» и ученики Саратовской киностудии. Культурфильм.
Газеты приносят весть, что в Советской Киргизии обнаружены заболевшие чумой. Московский врач Борисов, приняв решение немедленно ехать в Киргизию на работу, следует в Уштаган, где находится врачебный участок. Попутно он знакомится с природой и жизнью населения республики.
Прибыв на место, Борисов развивает энергичную санитарно-просветительскую деятельность. Показывая самоотверженную работу Борисова и присланного в помощь ему эпидемиологического отряда, фильм обстоятельно и подробно разъясняет сущность мероприятий по борьбе с чумой, а также природу самой болезни. Эпидемия уже шла к концу, когда Борисов, не проявивший достаточной осторожности, заразился чумой. Но его спасает предохранительная прививка. Вызванная из Москвы его жена приезжает в момент, когда опасность смертельного исхода миновала. Героическими усилиями советских врачей удается ликвидировать эпидемию.
Фильм не сохранился.

1926
Тайна старой мельницы

Производство: Пролёткино (Саратов). Автор сценария и режиссер: И. Куницын. В ролях: Н. Гальченко и др.
Киноповесть о жизни крестьян, немцев Поволжья, до и после октябрьской революции. Недостаток инвентаря, засушливый климат лесостепной полосы, невозможность мелиорации определяли низкий уровень сельского хозяйства. Иначе сложилась жизнь немцев Поволжья после Октября. Государственный банк предоставил крестьянам республики ссуды. Ожили, заколосились поля, получившие удобрения и воду...
Кинокартина была снята по заказу банка автономной республики немцев Поволжья и служила целям пропаганды его работы.
Фильм не сохранился.

1927
Зеленый шум

Производство: Совкино (Саратов). Автор сценария и режиссёр: А. Усольцев-Гарф. В ролях: Г. Бобынин, В. Светловский, М. Царёва и др.
Драма из жизни деревенских комсомольцев, борцов с кулачеством в середине 1920-х годов. В одной из деревень под Саратовом в годы гражданской войны был разрушен мост через реку. Возле парома в страду собирались длинные очереди крестьянских возов и пешеходов. Пользуясь скоплением народа, местный кулак Сысоич завел у переправы чайную с тайной торговлей самогоном. У Сысоича в доме служит на побегушках сирота Ганька. Комсомольская ячейка решила построить мост и этим нанести удар кулаку-мироеду, спаивающему крестьян. Местный комсомолец Павел, посланный ячейкой в Саратов, вернулся с десятником и техником. Начинается возведение моста, открытие которого становится праздником для всех окрестных жителей. Трактирщик, понимая, что восстановление нормальной переправы через реку заставит его свернуть торговлю самогоном, подговаривает паромщика Гаврилыча поджечь ставший ненужным паром и пустить его вниз по течению под мост. Этот разговор случайно слышит Ганька. Она торопится предупредить комсомольцев. Гаврилыч поджигает паром. Оказавшийся поблизости Павел пытается ему помешать, оба падают в воду. Горящий паром медленно плывет по реке и наконец застревает под мостом. Подоспевшая Ганька забирается на пылающий паром и отгоняет его от моста. На фоне этих событий между Павлом и Ганькой развертывается любовная интрига.
Фильм сохранился без 2-й и 3-й частей.

Тревога (Катастрофа)
Производство: Совкино (Саратов). Автор сценария: Василий Беляев. Режиссер: Евгений Петров. В ролях: Г. Бобынин, Г. Милокумова, А. Усольцев-Гарф, М. Мочалова и др.
Фильм о борьбе за укрепление производственной дисциплины на предприятии. Металлургический завод. Плохая организация культмассовой работы приводит к разобщенности коллектива. Лишенные культурного досуга, рабочие пьянствуют. Этим обстоятельством пользуется спекулянтка Комариха, которая организует шинок и спаивает рабочих. В результате на заводе учащаются случаи прогулов, симуляции заболеваний, явки на работу в нетрезвом виде. Администрация и завком призывают молодежь к борьбе за поднятие культуры на производстве. В компанию пьяниц и прогульщиков попадает машинист котельной Гришка Хватов. Во время своей смены Хватов устраивает в котельной попойку. В хмельном азарте он и его собутыльники разжигают в топке огонь сверх положенного предела и уходят спать. Происходит авария, катастрофические последствия которой с трудом предотвращают машинист Маслов и дочь заводского стрелочника Анна. Этот случай заставляет актив завода начать решительную борьбу с распущенностью и разгильдяйством в рабочей среде. Спекулянтку Комариху и ютившихся вокруг ее шинка хулиганов арестовывают. Трудовая дисциплина на заводе укрепляется.
Фильм не сохранился.


1928
Мартин Вагнер

Производство: Немкино (Саратов/Энгельс). Автор сценария: Б. Иллеш. Режиссер: В. Массино. В ролях: Я. Рыков, Ф. Хомутов, В. Маринич, В. Массино и др.
Фильм снят по повести Белы Иллеша «Ковер Стеньки Разина» — о борьбе деревенской бедноты с кулаками за организацию сельхозкооператива. Действие происходит в Республике немцев Поволжья в годы восстановления народного хозяйства.
После окончания гражданской войны из Красной армии в родную деревню Мариенталь вернулся Мартин Вагнер. Он призывает крестьян объединяться в кооперативы. Агитация бывшего красноармейца пробуждает яростную злобу кулаков. Они пытаются подкупить Мартина, но тщетно. Город помогает вновь организовавшемуся кооперативу, дает денежную ссуду и скот. Однако жестокая засуха погубила первый урожай артели. Воспользовавшись бедствием, кулаки вздувают цены на хлеб и, решив задушить кооператив, скрывают в своих закромах присланные для него из города семена. Негодование трудовых людей выплескивается на улицы. Мартин Вагнер разоблачает преступные действия кулаков, и те в отместку организуют на него покушение. Но Мартин остается жив, семена обнаружены и розданы членам кооператива, а кулаки во главе с Куттнером, пробравшимся в председатели сельсовета, арестованы.
Фильм сохранился без 3-й части.

Смеётся жизнь (Кентавры Камешкира)
Производство: Совкино (Саратов). Авторы сценария: В. Павловский, А. Усольцев-Гарф, Н. Богданов. Режиссер: А. Усольцев-Гарф
В ролях: В. Макаров, Е. Ламашкина, Г. Бобынин, А. Фёдорова и др.
Организация деревенскими комсомольцами коневодческой артели в 20-е годы. В небольшом селе саратовской глубинки молодежь, возглавляемая комсомольцами, пользуясь лишь сочувствием председателя сельсовета, организовала коневодческий питомник. Старики-крестьяне поначалу с недоверием отнеслись к этой затее. Между тем коневодческая артель росла и развивалась. После того как один из крестьян, отдавший артели свою лошадь, пригодную только для живодерни, получил ее обратно откормленной и здоровой, старики прониклись доверием к инициативе комсомольцев и стали охотно сдавать своих лошадей в коллективный племхоз.

Библиография: «Известия», З.Х1 1928 г.; «Кино», М., 18.XI
1928 г.; «Ленинградская газета кино», 20.Х1 1928 г.; «Жизнь искусства»,
Л., 1928, № 50; «Вечерняя Москва», 31.X 1928 г.