Найти в Дзене

Подростковый возраст: что нам хотят сказать дети, даже если они молчат? Особенности возрастного периода 12-18 лет

Оглавление

Автор — Ангелина Вовк

Подростковый возраст является одним из самых непростых периодов взросления ребёнка. Этот этап тяжело преодолевают как дети, так и их родители: успеваемость снижается, ссоры становятся всё чаще — контакт теряется.

Зачастую, это происходит по причине того, что взрослые не осведомлены об особенностях и потребностях этого возраста и требуют от подростков того мышления и поведения, которое им ещё не под силу применить.

Предлагаем сегодня разобраться с тем, что же творится внутри подростка от 12 до 18 лет, и какова в этот период роль родителя.

Школе Великих Открытий 20 лет, 2023 год
Школе Великих Открытий 20 лет, 2023 год

Я родился!

К 12 годам дети становятся «социально-новорожденными»: они жаждут общения и стремятся расширить свой круг социальных взаимодействий.

Ребенок хочет найти общество, в котором он сможет быть независимым от жизни с родителями: будет самостоятельно организовывать пространство, работу в нём, коммуникацию с другими.

Родители в данный период теряют свой авторитет в глазах ребёнка — теперь подросток ищет модель для подражания в лице другого человека, и далеко не всегда — взрослого: это может быть сверстник или компания ребят постарше. Именно поэтому на данном этапе важно, чтобы родитель «обеспечил» ребёнка другим авторитетным взрослым — «образом» для подражания.

Не надо воевать за то, чтобы быть в авторитете у детей. Окружите их правильными взрослыми — это ответственность родителя.
Ищите им правильные лагеря, ведите не просто в спорт, а к тренеру, не в школу, а к педагогу. У ребёнка должны быть образы, на которые он сможет ориентироваться.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог

Ирина Кулешова, 2023 год
Ирина Кулешова, 2023 год

Хочу свой путь!

Несмотря на то, что подростков можно попытаться «оградить» от разочарований и «неудачного» опыта, именно познание жизни на «собственной шкуре» им так необходимо. Дети стремятся прожить на собственном опыте ошибки, моменты неудовлетворения и разочарования, ведь всё это в результате сформирует в них ответственность и разовьёт самостоятельность.

Дети познают себя и свои интересы, пытаются понять, где их место в мире и чем они хотели бы заниматься в будущем.

Отстаньте от меня..

Несомненно, отличительной чертой подросткового периода становится гормональная перестройка организма. Дети отчаянно хотят казаться взрослыми, но из-за гормонального всплеска они наоборот оказываются крайне уязвимы: и физически, и эмоционально, и психологически. И к 15 годам «закрываются».

Организм ребёнка живёт в ненормированном ритме. Особенно ярко проявляется

  • нарушение сна (хочется спать утром, не хочется спать ночью),
  • снижение иммунитета,
  • нестабильное эмоциональное состояние (активно меняющийся гормональный фон).

Возрастной этап от 15 до 18 лет сравним с метаморфозой куклы бабочки: все процессы вновь происходят внутри ребенка, и взрослый не может на них воздействовать — лишь создавать благоприятную среду.

Среда формирует подростков. Важно объяснять им, что порой вход куда-то может быть сложен. Но затем будет легче.
Идите в трудности вместе с ними. Следуйте не ЗА ребёнком, но С ребёнком.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог

-3

Что со мной происходит?

Тело подростка меняется с бешеной скоростью: дети недоумевают, что с ними происходит, и испытывают обострённое чувство стыда. Этот стыд также отражается на поведении взрослых к подростку.

Очень часто модель поведения мамы остается к ребенку прежней: ей хочется внезапно подойти и погладить любимое чадо по голове, посюсюкаться. Но когда подобное происходит «на глазах у всех», для ребенка — это стыд, ведь он уже «взрослый человек!», рядом с ним «куча друзей», и подошедшая мама подрывает его статус в компании.

-4

Из-за стеснения собственного тела и себя, как личности, проявляется психосоматика (болезни, вызванные переживаниями). Как результат — самооценка ребенка резко падает.

Одновременно с этими процессами подростки проходят через частую смену вкусовых предпочтений: меняют внешность, интересуются разной музыкой, экспериментируют со стилем в одежде — дети отчаянно стремятся познать себя. И, конечно же, переживают первые сильные чувства, их захлёстывает интерес к противоположному полу.

-5

Не учите меня жить!

Родитель — всё ещё не авторитет для подростка, ребёнок ищет образ для подражания в своих кумирах. Но вместо авторитета родитель способен стать своему ребёнку другом, а друзья не критикуют, не читают нотации, но находятся рядом, поддерживают и советуют.

Не воюйте за авторитет, ваш ребёнок всё равно к вам потом вернется. Сейчас важно быть рядом, наблюдать и мягко направлять.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог

Подростки как никогда нуждаются в принятии: самооценка детей настолько низкая, что крайне важно, чтобы взрослый не относился ко внешности и поведению ребенка с критикой, но пытался его понять.

С одной стороны, дети 15-18 лет хотят принадлежности к определенной группе, но с другой, они хотят выделиться, стать кем-то значимым в первую очередь именно для себя.

Ирина Кулешова с учениками и выпускниками Школы Великих Открытий, 2023 год
Ирина Кулешова с учениками и выпускниками Школы Великих Открытий, 2023 год

Спорим?!

В подростковом возрасте происходит большой выброс адреналина, который ребёнку нужно куда-то девать. И если родитель не ведет ребёнка к достижению каких-то целей и покорению новых вершин (интеллектуальных, физических, творческих и т.д.), подросток будет направлять это в ненужный экстрим, опасный для жизни и здоровья. Поэтому важно давать подростку такой экстрим, где он сможет почувствовать себя победителем — «ура, я смог! я справился!», и при этом будет под чутким руководством и наблюдением взрослого:

Важно не просто идти ЗА ребёнком, но идти С ребёнком и не забывать, что без трудностей нет развития. Подростку особенно нужно помочь преодолеть трудность.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог

Буквально берите ребёнка за руку, несмотря на все его «не хочу» и «мне неинтересно» и пробуйте идти туда, где он ещё не был окажите ему содействие, проявите со-творчество.

Как только ребенок идет в новое, где вы «нажимаете» на те точки, где он оказывается успешен, у него раскрываются глаза, появляется желание пробовать дальше!

В школах, где природа подростка игнорируется, дети выплескивают свои накопленные эмоции и бушующие гормоны в то, что им навредит.
Надо дать возможность подросткам драйвовать и испытывать себя. Но под чутким руководством.
Здесь особенно проявляется важность Земли Великих Дел: через коллективный труд, связь с природой и трудовую деятельность подростки удовлетворяют потребности своего возраста и получают ощущение успешности.
В Школе Великих Открытий мы ведем подростка в желаемый экстрим, но находимся рядом.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог

Выпускники Школы Великих Открытий 2023 года в качестве вожатых на летней смене в загородном кампусе
Выпускники Школы Великих Открытий 2023 года в качестве вожатых на летней смене в загородном кампусе

В следующей статье рассказываем о том, как же школа может удовлетворить потребности подросткового периода, принимая во внимание все особенности этого возрастного этапа!

Школа Великих Открытий

Сайт - montessori-life.ru

Телефон - +7 (495)260-83-25

Почта - montessori.sad@gmail.com