Автор — Ангелина Вовк
Подростковый возраст является одним из самых непростых периодов взросления ребёнка. Этот этап тяжело преодолевают как дети, так и их родители: успеваемость снижается, ссоры становятся всё чаще — контакт теряется.
Зачастую, это происходит по причине того, что взрослые не осведомлены об особенностях и потребностях этого возраста и требуют от подростков того мышления и поведения, которое им ещё не под силу применить.
Предлагаем сегодня разобраться с тем, что же творится внутри подростка от 12 до 18 лет, и какова в этот период роль родителя.
Я родился!
К 12 годам дети становятся «социально-новорожденными»: они жаждут общения и стремятся расширить свой круг социальных взаимодействий.
Ребенок хочет найти общество, в котором он сможет быть независимым от жизни с родителями: будет самостоятельно организовывать пространство, работу в нём, коммуникацию с другими.
Родители в данный период теряют свой авторитет в глазах ребёнка — теперь подросток ищет модель для подражания в лице другого человека, и далеко не всегда — взрослого: это может быть сверстник или компания ребят постарше. Именно поэтому на данном этапе важно, чтобы родитель «обеспечил» ребёнка другим авторитетным взрослым — «образом» для подражания.
Не надо воевать за то, чтобы быть в авторитете у детей. Окружите их правильными взрослыми — это ответственность родителя.
Ищите им правильные лагеря, ведите не просто в спорт, а к тренеру, не в школу, а к педагогу. У ребёнка должны быть образы, на которые он сможет ориентироваться.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог
Хочу свой путь!
Несмотря на то, что подростков можно попытаться «оградить» от разочарований и «неудачного» опыта, именно познание жизни на «собственной шкуре» им так необходимо. Дети стремятся прожить на собственном опыте ошибки, моменты неудовлетворения и разочарования, ведь всё это в результате сформирует в них ответственность и разовьёт самостоятельность.
Дети познают себя и свои интересы, пытаются понять, где их место в мире и чем они хотели бы заниматься в будущем.
Отстаньте от меня..
Несомненно, отличительной чертой подросткового периода становится гормональная перестройка организма. Дети отчаянно хотят казаться взрослыми, но из-за гормонального всплеска они наоборот оказываются крайне уязвимы: и физически, и эмоционально, и психологически. И к 15 годам «закрываются».
Организм ребёнка живёт в ненормированном ритме. Особенно ярко проявляется
- нарушение сна (хочется спать утром, не хочется спать ночью),
- снижение иммунитета,
- нестабильное эмоциональное состояние (активно меняющийся гормональный фон).
Возрастной этап от 15 до 18 лет сравним с метаморфозой куклы бабочки: все процессы вновь происходят внутри ребенка, и взрослый не может на них воздействовать — лишь создавать благоприятную среду.
Среда формирует подростков. Важно объяснять им, что порой вход куда-то может быть сложен. Но затем будет легче.
Идите в трудности вместе с ними. Следуйте не ЗА ребёнком, но С ребёнком.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог
Что со мной происходит?
Тело подростка меняется с бешеной скоростью: дети недоумевают, что с ними происходит, и испытывают обострённое чувство стыда. Этот стыд также отражается на поведении взрослых к подростку.
Очень часто модель поведения мамы остается к ребенку прежней: ей хочется внезапно подойти и погладить любимое чадо по голове, посюсюкаться. Но когда подобное происходит «на глазах у всех», для ребенка — это стыд, ведь он уже «взрослый человек!», рядом с ним «куча друзей», и подошедшая мама подрывает его статус в компании.
Из-за стеснения собственного тела и себя, как личности, проявляется психосоматика (болезни, вызванные переживаниями). Как результат — самооценка ребенка резко падает.
Одновременно с этими процессами подростки проходят через частую смену вкусовых предпочтений: меняют внешность, интересуются разной музыкой, экспериментируют со стилем в одежде — дети отчаянно стремятся познать себя. И, конечно же, переживают первые сильные чувства, их захлёстывает интерес к противоположному полу.
Не учите меня жить!
Родитель — всё ещё не авторитет для подростка, ребёнок ищет образ для подражания в своих кумирах. Но вместо авторитета родитель способен стать своему ребёнку другом, а друзья не критикуют, не читают нотации, но находятся рядом, поддерживают и советуют.
Не воюйте за авторитет, ваш ребёнок всё равно к вам потом вернется. Сейчас важно быть рядом, наблюдать и мягко направлять.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог
Подростки как никогда нуждаются в принятии: самооценка детей настолько низкая, что крайне важно, чтобы взрослый не относился ко внешности и поведению ребенка с критикой, но пытался его понять.
С одной стороны, дети 15-18 лет хотят принадлежности к определенной группе, но с другой, они хотят выделиться, стать кем-то значимым в первую очередь именно для себя.
Спорим?!
В подростковом возрасте происходит большой выброс адреналина, который ребёнку нужно куда-то девать. И если родитель не ведет ребёнка к достижению каких-то целей и покорению новых вершин (интеллектуальных, физических, творческих и т.д.), подросток будет направлять это в ненужный экстрим, опасный для жизни и здоровья. Поэтому важно давать подростку такой экстрим, где он сможет почувствовать себя победителем — «ура, я смог! я справился!», и при этом будет под чутким руководством и наблюдением взрослого:
Важно не просто идти ЗА ребёнком, но идти С ребёнком и не забывать, что без трудностей нет развития. Подростку особенно нужно помочь преодолеть трудность.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог
Буквально берите ребёнка за руку, несмотря на все его «не хочу» и «мне неинтересно» и пробуйте идти туда, где он ещё не был — окажите ему содействие, проявите со-творчество.
Как только ребенок идет в новое, где вы «нажимаете» на те точки, где он оказывается успешен, у него раскрываются глаза, появляется желание пробовать дальше!
В школах, где природа подростка игнорируется, дети выплескивают свои накопленные эмоции и бушующие гормоны в то, что им навредит.
Надо дать возможность подросткам драйвовать и испытывать себя. Но под чутким руководством.
Здесь особенно проявляется важность Земли Великих Дел: через коллективный труд, связь с природой и трудовую деятельность подростки удовлетворяют потребности своего возраста и получают ощущение успешности.
В Школе Великих Открытий мы ведем подростка в желаемый экстрим, но находимся рядом.
Ирина Кулешова, основатель ШВО, педагог, психолог
В следующей статье рассказываем о том, как же школа может удовлетворить потребности подросткового периода, принимая во внимание все особенности этого возрастного этапа!
Школа Великих Открытий
Сайт - montessori-life.ru
Телефон - +7 (495)260-83-25
Почта - montessori.sad@gmail.com