Найти в Дзене
Что по трендам

Travel retail - это не только duty free

Сектор розничной торговли на транспортных путях или travel retail в 2024 году на подъеме. Глобальный туристический рынок вернулся к доковидным темпам роста и потому будущее travel retail'а выглядит многообещающим. Так как этот сектор в наших отраслевых изданиях и каналах редко попадает в сферу внимания авторов (и тема несколько отличается от классических форматов торговых центров или стрита, хотя общие черты есть), то сначала расскажу про сегмент и дам циферки по нему, а затем познакомлю читателей с рядом глобальных проектов и торговых форматов, которые или уже открылись или вот-вот начнут работу в аэропортах, на вокзалах и на бортах Европы и Азии.

В 2024 году по прогнозам аналитиков поток авиапассажиров во всем мире превысит уровень доковидного 2019 года, и такое масштабное увеличение числа путешествующих открывает огромные возможности для розничной торговли на земле, на берегу или на борту воздущного, водного или железнодорожного транспорта. Ключевыми факторами, стимулирующими рост отрасли, исследователи называют увеличение расходов на путешествия потребителями поколения Y. То есть миллениалы стали совсем взрослыми и отправляются в путешествия. Кстати, для брендов класса люкс этот рынок традиционно является витриной для получения новых адептов своих марок через выгодные предложения магазинов беспошлинной торговли.

По данным отчета Fortune Business Insights, объем рынка розничной торговли для глобальной туристической аудитории вырастет с $66,30 млрд в 2024 году до $145,46 млрд к 2032 году при среднем расчетном темпе роста в 10,32% .

К предприятиям розничной торговли, которые работают с туристической аудиторией, относятся торговые точки в аэрпортах, в круизных терминалах, на железнодорожных и авто вокзалах, а также все предприятия, осуществляющие торговлю и услуги питания на борту воздушных, морских судов и автотранспорта. Travel retail это не только отличный канал для заработка, но он также обладает огромным маркетинговым потенциалом и помогает кампаниям нарастить узнаваемость бренда среди международных путешественников при минимальных затратах на продвижение и рекламу.

Masarička, Прага, Чехия
Masarička, Прага, Чехия

Ритейл в аэропортах
Гибридные магазины, представляющие собой сочетание классической розничной торговли и предложений по продаже продуктов питания и напитков, меняют ландшафт торговли в аэропортах по всему миру. Такую точку зрения высказывает эксперт Деннис Лиммер в статье для
RetailWire «Превратит ли розничная торговля аэропорты в новые торговые центры?»
Эксперт подтверждает тот факт, что мировой рынок travel retail'а особенно активно растет в аэропортах и к 2030 году его объем превысит $90 млрд долларов ($29,84 млрд в 2023 году). Такой рост, с прогнозируемым темпом в 11,7 %, стал возможен именно благодаря переходу к омниканальной модели розничного бизнеса, призванной максимально быстро и комфортно удовлетворить меняющиеся потребности путешественников.

Терминал 2, аэропорт Манчестера, Великобритания
Терминал 2, аэропорт Манчестера, Великобритания
The New Terminal One at JFK, New York, US
The New Terminal One at JFK, New York, US

Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси в партнерстве с авиакомпанией American Airlines и компанией Unibail-Rodamco-Westfield (URW) объявили о программе коммерческой реновации терминала 8 Международного аэропорта имени Джона Кеннеди (JFK) стоимостью $125 млн.. В рамках проекта построят новый Great Hall, и ожидается, что здесь откроются 60 новых магазинов и ресторанов. Программа реконцепции, в которой особое внимание уделяется предприятиям, создающим возможности для работы и предпринимательства местного населения, призвана прежде всего показать богатую кулинарную сцену Нью-Йорка путешественникам и транзитным пассажирам аэропорта. Не так давно в Terminal 8 завершилась физическая реконструкция стоимостью $400 млн и теперь коммерсанты должны продолжать начатое, проведя перепланировку и расширение коммерческой программы (tenant-mix), чтобы привлечь в крупнейшую воздушную гавань региона новые рестораны, розничные магазины, предприятия беспошлинной торговли, площадки для событий, мероприятий и активаций брендов и так далее. В соответствии с политикой Портового управления по ценообразованию, в терминале появятся в том числе заведения общепита и торговли доступного ценового сегмента.

В Терминале 4 JFK откроется новый Capital One Lounge площадью 1500 кв.м квадратных футов, откуда открывается панорамный вид на взлетно-посадочную полосу. Новый зал ожидания обеспечит гостям повышенный уровень комфорта во время путешествий и передаст дух Нью-Йорка для тех, кто не собирается покидать аэропорт.

Международный аэропорт Кансай (KIX) в Японии, который обслуживает Осаку, Киото и Кобе открыл новую интегрированную коммерческую зону для посетителей в декабре 2023 года. Пространство полностью изменилось: центральный холл терминала, залы выходов на посадку, где пассажиры могут развлекаться вплоть до момента посадки на борт, и четыре зоны- «настроения», в которых царит разная атмосфера. Они называются называются «Умиротворение», «Любопытство», «Активность» и «Веселье». Их специально сделали для улучшения движения потока клиентов и создания синергетического эффекта. Здесь путешественникам предлагают шопинг от премиальных брендов, кафе, рестораны, магазины беспошлинной торговли, бары и киоски, создающие «ощущение Японии». Эта работа является важной частью масштабного проекта реконструкции Терминала 1 в KIX. Проект реконструкции разбит на четыре этапа и звершится весной 2025 года к выставке Osaka-Kansai Expo. Новая торговая зона площадью 3 500 кв.м станет домом для крупнейшего магазина duty free в Японии в составе которого 27 корнеров ведущих брендов, 16 отдельных розничных магазинов и 9 точек F&B.

В прошлом году Терминал 2 аэропорта Чанги в Сингапуре открылся после трех с половиной лет инженерных работ по расширению плошадей. Об этом проекте и его первой торговой очереди я очень подробно рассказывала в публикациях журнала SCR. Прошло 5 лет и вот Сингапруские воздушные ворота заработали во всю мощь четырех терминалов. В центре зала вылета Т2 находится цифровой дисплей высотой 14 метров, получивший название The Wonderfall. Расположенный среди вертикального сада, этот Водопад чудес в мельчайших деталях передает сущность первозданной красоты природы. Зрители переносятся в захватывающий мир с величественным водопадом, где каскад воды низвергается с мегалитических валунов. Проект расширения Т2 позволил увеличить площадь здания терминала более чем на 21 000 кв.м., чтобы обеспечить дополнительную инфраструктуру и расширить предложение розничной торговли. В общественных и транзитных зонах Т2 открылось еще больше новых магазинов розничной торговли и заведений общепита, что сделало опыт путешествий еще интереснее, хотя, казалось бы, куда дальше.

The Wonderfall, Аэропорт Чанги, Сингапур
The Wonderfall, Аэропорт Чанги, Сингапур

В рамках масштабного проекта модернизации аэропорта Стокгольм-Арланда (ARN) владелец и оператор гавани, компания Swedavia строит торговый комплекс Marketplace площадью 12 000 кв.м. После открытия торговое предложение аэропорта будет включать 40 новых торговых точек, среди которых будут как скандинавские, так и международные розничные компании. Проект реализован в рамках долгосрочного плана развития аэрпорта и увеличения его пропускной способности, поскольку количество пассажиров продолжает расти после пандемии быстрыми темпами. Первую фазу обновленной «Арланды» открыли в сентябре 2023 года в составе 10 торговых операторов среди которых магазины, три смейных ресторана один из которых работает круглосуточно и флагманский магазин duty free. Вторую фазу планируется завершить в этом году, а весь комплекс Marketplace ARN откроют в начале 2025 года.

Аэропорт Манчестера (MAN) тоже начал реконструкцию стоимостью $1,7 млрд. Здесь в коммерческом кластере Терминала 2 построят 27 торговых точек и предприятий общепита. В расширенном зале вылета будет работать фуд-холл-маркет с предложениями кухонь со всего мира и стритфудом, а также торговая зона в стиле городской улицы с баром шампанского, бутиками премиальных брендов, городскими кофейнями и булочными. Название проекта - The Avenue и в нем обещали «яркую и воздушную атмосферу». Из окон ресторанов можно будет взглянуть на летное поле и особая фишка нового терминала – большое количество разнообразных зон отдыха и мебели. Аэропорт сейчас активно ищет как сетевые, так и местные, ремесленные, бренды, чтобы предложить путешественникам сочетание товаров и услуг первой необходимости с богатствами Северной Англии. Ожидается, что работы будут завершены к 2025 году.

Кстати, в Терминале 1 аэропорта Манчествера открылся совершенно новый игровой центр Gaming Point, предоставляющий поклонникам видеоигр возможность поиграть в любимые игры или попробовать себя в комнате виртуальной реальности перед вылетом. Это первый современный игровой в аэропорту в Великобритании.

Открытый в ноябре прошлого года Терминал А международного аэропорта Абу-Даби (теперь известный как Международный аэропорт Заид AUH) располагает 35 000 кв. м торговых площадей, на которых разместились 163 магазина и точки общественного питания, предлагающие пассажирам широкий выбор магазинов и ресторанов. По арабской традиции здесь много люкса - бутики Gucci, Yves Saint Laurent, Ferragamo, но также в Заиде открыт первый в мире магазин Muji в аэропорту. Среди точек общепита - Jones the Grocer, Taste of India, Starbucks, Camden Food Co, McDonalds и TGI Fridays. В терминале также есть два салона - красоты и спа, отель на 138 номеров и современный лаунж под открытым небом в традициях знаменитого арабского гостеприимства. Терминал А уделяет первостепенное внимание обслуживанию пассажиров.

Компания Chapman Taylor разработала генплан нового городского района, прилегающего к Международному аэропорту имени короля Абдулазиза в саудовском городе Джидда. Airport City площадью 1,91 млн. кв.м общей застройки представляет инновационную концепцию многофункционального пространства с развитой инфраструктурой и призван создать в регионе широкие возможности для туризма и бизнеса, обеспечивая динамичный образ жизни и место для семейных развлечений. Оживленное транспортно-ориентированное развитие создает в Джидде новый воздушный хаб. Проект соединен с аэропортом, станцией скоростной железной дороги и автомобильной развязкой между центром Джидды и Северной зоной. Схема предусматривает создание комплекса зданий вокруг центрального променада, который соединит железнодорожную станцию с мечетью, расположенной на территории аэропорта. В составе генплана торгово-развлекательный кластер, медицинские клиники, частные жилые дома, финансовый район, район ремесленников, зеленый продовольственный рынок и квартал художников.

По морям по волнам или travel retail на круизных лайнерах

Travel retail процветает не только в в аэропортах, еще один сегмент, который растет как на дрожжах – услуги розничной торговли и развлечеий на круизных лайнерах. Предложения круизных терминалов гораздо скромнее, чем у аэропорптов (за ислючением, пожалуй, Гонкнога) и борьба за кошелек покупателя идет на бортах судов. Компания Virtuoso – мировой лидер в сфере путешествий класса люкс, выяснила, опросив 300 профессиональных консультантов, специализирующихся на круизах, что 58% респондентов уверены, в 2024-2025 годах этот сектор туризма будет одним из самых доходных и сильных, уступая лишь традиционным наземным курортам.

Starboard и Royal Caribbean International снова открыли круизную линию в Китай на лайнере Spectrum of the Seas. На сегодняшний день это самый крупный и инновационный корабль, который когда-либо ходил в Китай и после паузы, вызванной пандемией, флагман круизного флота возвращается с усиленным розничным предложением, с новыми брендами, коллекциями и клиентским опытом. Теперь на борту Spectrum работает бутик ювелирных изделий и часов, объединяющий бренды Gucci и Qeelin и это в дополнение к уже открытым Bvlgari, Cartier и Omega. Также на топовых лайнерах компании Royal Caribbean представлен собственный люксовый ТЦ Regalia, где пассажирам предложен широкий выбор изысканных ювелирных изделий и элитных часов от таких бредов как Tiffany & Co, Cartier и Rolex. Помимо ювелирных украшений и часов, Regalia также предлагает выбор дизайнерских сумок, солнцезащитных очков и других аксессуаров. Ритейл-предложение на борту включает кластер Beauty Avenue, где представлены мировые бренды парфюмерии и косметики: SK-II, La Prairie, Sisley, La Mer, Chanel, Dior, Givenchy, Jo Malone, Hermes и других.

В Британии компания Harding+ запустила галерею бутиков на борту лайнера Queen Anne - новейшего корабля круизной флотилии Cunard, который отправился в свое первое плавание в мае 2024 года. Галерея Harding+ на «Королеве Анне» это 11 торговых зон с множеством корнеров. Одним из центральных объектов является «Кабинет диковинных товаров» – этот проект возник в результате сотрудничества оператора беспошлинной торговли и круизной линии.

The Arches, Лондонский мост, Великобритания
The Arches, Лондонский мост, Великобритания

Ритейл на железной дороге
Здание МФК Masaryčka в Праге играет ведущую роль в улучшении транспортной доступности делового центра Чешской столицы, Сейчас в городе активно развивается корпоративный сектор, строятся новые здания, спроектированные в соответствии со стандартами офисов XXI века. БЦ Masaryčka площадью 28 000 кв. м насчитывает 7 этажей в восточном крыле и 9 в западном. Проект разработан в бюро Захи Хадид, которая еще при жизни в 2014-2015 годах лично руководила концептуальным планированием обновленной городской территории под названием «Нова Масаричка».

Появление «Масарички» в списке торговых объектов travel retail не случайно. Комплекс интегрирован со зданием исторического Масариковского вокзала, который Чешские железные дороги планируют реконструировать в 2026 году. Перед МФЦ, открытым в 2023 году, уже появилась новая городская площадь, пространство которой частично расположено над железнодорожными путями и через нее теперь проходят удобные пешеходные маршруты к платформам железной дороги, расположенным внизу, а также к автовокзалу Florenc и историческому району Hybernská. По плану реконструкции историческое здание вокзала сохранят и сделают интеграцию с веткой метро B, а также увеличат количество путей с 7 до 9 и отремонтируют все платформы.
Через несколько лет Masaryčka станет полноценным мультимодальным транспортным узлом в сердце города.

Arches, London Bridge, Лондон, Великобритания
Arches, London Bridge, Лондон, Великобритания

Компания Network Rail, управляющая инфраструктурой большей части железнодорожной сети Великобритании, объявила о том, что за последние 12 месяцев объем розничных продаж на 19 вокзалах и станциях под управлением компании превысил 800 млн фунтов стерлингов. В течение последнего года Network Rail предпринимала активные шаги по развитию инфраструктуры розничной торговли. Стратегия Network Rail в области розничной торговли была направлена на развитие не только торгового, но и культурно-досугового предложения на станциях. Так на Лондонском мосту (London Bridge) в арт-пространстве Arches открылась выставка культурных артефактов Элвиса. На вокзале Ватерлоо открытие паба The Victory позволило увеличить продажи на квадратный фут до 2 507 фунтов стерлингов (в среднем за год), что в три раза выше ожиданий УК. Паб The Victory предлагает не только крафтовое пиво и традиционные закуски, утром здесь подают завтраки, а в обед - комплексный ланч. Посещаемость внутригородских станций потихоньку восстанавливается и travel retail активно развивается, что не упустить отличную возможность для розничного бизнеса.

По материалам Retail Destination, RLI, RetailWire