Найти в Дзене
История и культура Евразии

Русско-турецкая война 1828—1829: Бой при Базарджике 25 июня (7 июля) 1828 г. - За брата погибнуть, самое милое дело

Пять казачьих сотен и половина гусарского полка сдуру выскочили на дорогу, прямо перед толпами османской конницы. Основные русские силы шли в трех часах пути сзади. Черные ментики гусар, хоть и запыленные перемешались с казачьими чекменями. Собирать их уже по эскадронам и сотням было бесполезно. Надо было валить лавой, что и сделали. Муравьев по привычке наметился на турецкого знаменосца с бунчуками. Это было его старой гусарской привычкой. Лава пошла на осман. Те также лавой пошли на гусар и казаков. было видно, что осман в три раза больше. Почему-то вспомнился брат Артамон, томившийся в нерчинских рудниках за участие в делах декабристах. Может помилуют его, если геройски погибну - затаенно, с надеждой подумал Александр. Но вряд ли! На цареубийство ведь покушался! - сразу остудил себя. Перекинул поудобнее саблю, щупанул пистоли, и склонив голову постарался обогнать самых резвых гусар, чтобы первым врубиться в строй. Как всегда, во время боя страх прошел, и на его место пришло желан
  • Казачки не спасуют? - спросил урядника полковник и командир Александрийского гусарского полка Александр Захарьевич Муравьёв.\
  • Нечто, мы пальцем деланые! И не таких ворогов лупили!
Александр Захарович Муравьёв (1795 — 1842) — генерал-лейтенант, герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов
Александр Захарович Муравьёв (1795 — 1842) — генерал-лейтенант, герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов

Пять казачьих сотен и половина гусарского полка сдуру выскочили на дорогу, прямо перед толпами османской конницы. Основные русские силы шли в трех часах пути сзади.

Черные ментики гусар, хоть и запыленные перемешались с казачьими чекменями. Собирать их уже по эскадронам и сотням было бесполезно. Надо было валить лавой, что и сделали.

Муравьев по привычке наметился на турецкого знаменосца с бунчуками. Это было его старой гусарской привычкой.

Лава пошла на осман. Те также лавой пошли на гусар и казаков. было видно, что осман в три раза больше.

  • Видно придется погибать! - подумал Муравье.

Почему-то вспомнился брат Артамон, томившийся в нерчинских рудниках за участие в делах декабристах. Может помилуют его, если геройски погибну - затаенно, с надеждой подумал Александр. Но вряд ли! На цареубийство ведь покушался! - сразу остудил себя.

Артамон Захарович Муравьёв (12 октября 1793 — 4 ноября 1846) — декабрист, командир Ахтырского гусарского полка
Артамон Захарович Муравьёв (12 октября 1793 — 4 ноября 1846) — декабрист, командир Ахтырского гусарского полка

Перекинул поудобнее саблю, щупанул пистоли, и склонив голову постарался обогнать самых резвых гусар, чтобы первым врубиться в строй. Как всегда, во время боя страх прошел, и на его место пришло желание драки.

То же самое почувствовали подчиненные. Рубка началась по всем правилам, с лязгом сабель, выстрелами в упор, чавкающим вхождением пики в тело.

Однако, вскоре что-то изменилось. Каким-то чутьем старого воина Муравьёв почувствовал, что османы дают заднюю. Вскоре стало понятно, почему, кто-то врубился им в тыл и фланг. А вскоре стало ясно кто - подоспел отряд генерал-майора Акинфьева с пушками.

Грохот пушек, словно раскаты грома, перекрыл скрежет стали по стали, лязг сабель и вопли умирающих. Залпы картечи, разрываясь среди османской конницы, косили ряды, превращая их в кровавую кашу. Турки, доселе надменно уверенные в своей численности, запаниковали. Линия их атаки дрогнула, превращаясь в бегство, сначала неуверенное, а потом всё более яростное.

-3

Муравьёв, все еще кипящий адреналином, наблюдал за разворачивающейся картиной, с нескрываемым удовлетворением. Он, с привычкой для гусарской атаки, рубанул саблей по голове наседавшего османского всадника, тот, завалившись набок, уже больше не угрожал. Но это была лишь крохотная победа в общей битве.

- Акинфьев пришел! - крикнул один из гусар, махая саблей, будто приветствуя солнце. - Бог с нами! - пробормотал Муравьёв, убирая саблю в ножны. Он не был набожным человеком, но в этот момент, перед лицом смерти, не мог не обратиться за помощью к высшим силам.

Генерал Акинфьев, верный своему стилю, врывался в бой, словно гроза. Его отряд, словно стая хищных птиц, атаковал османскую конницу, не давая им опомниться. Его казаки, закаленные в бесконечных походах по степи, бились как черти. - В атаку! - ревел Акинфьев, рассекая своим конем толпу османских воинов. Его голос, хриплый, но властный, был слышен над грохотом битвы. Он казался олицетворением гнева и справедливости, от которого трепетали даже отчаянные враги.

Атака Акинфьева переломила ход сражения. Османы, словно напуганное стадо, разбежались в разные стороны. Гусары и казаки, преисполненные жаждой мести, не жалели врагов, рубя их и пронзая пиками. Воздух наполнился криками умирающих, стонами раненых, грохотом копыт и стуком металла о металл.

-4

Муравьёв, увидев бегство османов, почувствовал прилив необычайной легкости. С улыбкой, смотрел на разбегающихся врагов. Он выиграл битву, остался в живых.

Но в глазах Муравьева, несмотря на радость победы, мелькнуло печальное раздумье. Вспомнил о брате Артамоне, томившемся в нерчинских рудниках. Сделал все, что мог. Сражался до конца, он был верен своей клятве. А что будет дальше - не знал. Но в глубине души верил, что его жертва не пройдет даром. - Ну, что, братцы, победили! - сказал своим гусарам, увидев, как они очищают свои сабли от крови врагов. - Да, победили. Но война еще не закончена. И нам еще предстоит много сражаться.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!