Найти тему
KADUN

Сергей Каминкер: когда слон сильнее ферзя

Шахматный композитор-этюдист Сергей Михайлович Каминер родился 13 (26) августа 1908 года.

Михаил Моисеевич Ботвинник вспоминал:

«С Сережей Каминером мы были друзьями. <...> Каминер был немного старше меня, а познакомились мы, когда мне исполнилось тринадцать. Как только он увидел меня в Петроградском шахматном собрании, что помещалось на Владимирском проспекте (ныне там театр им. Ленсовета, а тогда был игорный клуб), сразу предложил сыграть тренировочный матч из трех партий. Я был настолько слабее Сере­жи, что даже не понял, почему же проиграл все три партии.

Ходил он ко мне на Невский, а я — к нему на Сергиевскую. Жил он с матерью и младшей сестрой. Нас оставляли одних в боль­шой светлой комнате. Занимались шахматами, анализировали Сережины этюды. Когда надо было поразмяться, Сережа учил меня боксу, которым увлекался ранее (плечи у него были широкие, ла­пы — здоровые; мои нос и очки он щадил...).

Сережа болезненно переживал, что я его обгонял по турнир­ным успехам: он был невысокого мнения о моих шахматных способностях. «Почему это все вам проигрывают?» — спрашивал он меня с недоумением, когда в полуфинале чемпионата Ленинграда 1926 года я добился почти стопроцентного результата. Но как он радовался, когда сходу показал выигрыш в ладейном конце в отложенной позиции моей решающей партии с Шебаршиным!

В 16 лет он уже был зрелым и большим мастером композиции. Он сразу по мастерству встал в один ряд с такими корифеями, как Троицкий, бр. Платовы и Л. Куббель (тогда композиторов было много меньше, чем сейчас). То, чего добился Каминер, понял я весной 1925 года, когда Сережа (в новом шахматном клубе во Дворце Труда) показывал один этюд Л. Куббелю. Леонид Иванович обычно решал этюды молниеносно, но на этот раз капитулировал и попросил автора показать решение.

С. Каминер стал первым известным композитором, выросшим уже в советский период. Условия жизни шахматных композиторов с бытовой точки зрения существенно отличаются от тех же условий мастеров-практиков. Последние могут посвящать свою жизнь любимому делу — композиторы стать профессионалами не могут: шахматы их не обеспечивают материально; они должны иметь другую специальность. Каминер стал инженером-химиком.

Была осень 1937 года. Я играл в Москве матч на первенство СССР с Г. Левенфишем. Неожиданный телефонный звонок, и в номер гостиницы «Националь» является Сережа Каминер. «Здесь в тетради,— говорит он,— все мои этюды, некоторые еще недоработаны. Возьмите их себе. Боюсь, что у меня они пропадут». Его предчувствие оправдалось...

Долго хранил я эту тетрадь. В 50-е годы я известил наших композиторов, что тетрадь Каминера у меня».

-2

Предлагаем решить один из этюдов Каминера.

Подсказка:

Глядя на начальную позицию этюда, трудно предположить, что для выигрыша белые должны пожертвовать свою сильнейшую фигуру — ладью, чтобы через несколько ходов черные оказались в безвыходном положении, где слон сильнее ферзя!