Если кратко и без прикрас говорить о противостоянии евреев и палестинских арабов, то это этнический конфликт. С тех пор, как британцы ушли отсюда, так они и воюют. А поскольку линия разлома пролегла именно на этом уровне, еврейское государство не очень хочет, чтобы в нем жил кто-то еще, особенно в значительном количестве. Даже демократический характер Израиля ситуации не меняет: это демократия для евреев и признанных ими «официальных меньшинств».
В целом, на момент провозглашения независимости в 1948-м году ситуация была такая. В полном соответствии с резолюцией ООН гражданство было даровано тем, кто жил на заявленной территории новой страны в 1948-1952-х годах, т.е. постоянному населению, новым эмигрантам и тем беженцам, которые захотели вернуться.
Израильские друзы это сделали, бедуины пустыни Негев это сделали, многие городские мусульмане в центре и на севере это сделали. Их потомками являются современные израильские арабы, которых уже под два миллиона человек, что составляет примерно пятую часть от общего населения.
Но большинство палестинских беженцев отказались вернуться. Они надеялись, что очередной арабо-израильский конфликт приведет к уничтожению еврейского государства, а его жители будут сброшены в море. И вот тогда в Палестине будет создано арабское государство с возможным еврейским участием, если кто-нибудь уцелеет.
ООН многократно пыталась урегулировать конфликт, но куда им, ежели он этнический. В итоге на международном уровне было принято решение, что жители Газы и Западного берега реки Иордан являются гражданами не Израиля, но Палестинской автономии, которая по соглашениям в Осло станет независимым государством после подписания мира.
Т.е., была воплощена изначальная идея, обсуждавшаяся еще в 1940-х годах, о создании двух отдельных стран для каждого из народов. Она не была реализована, так как мир не был заключен – так просто и не скажешь, кто виноват в этом. И сегодня де-факто Израиль держит под свои контролем большую часть Западного берега и не прочь то же самое сделать с Газой. Но не раздает паспорта местным жителям.
Причина этого очень проста. Уже сейчас каждый пятый израильтянин является арабом – это потомки тех, кто либо остался на территории страны в послевоенные годы, либо быстро вернулся. Вместе с Газой и Западным берегом соотношение будет примерно 50 на 50, не говоря уже о тех палестинцах, что переехали в другие соседние страны, но не удосужились обзавестись гражданством.
Это было бы равносильно аннексии Палестинской автономии, чего не хотят ни местные жители, ни сами израильтяне. В таком случае Израиль получил бы несколько миллионов граждан, которые являются фанатиками или, как минимум, ему не лояльны. Вся демократия была бы сразу отменена, и государство утратило бы свой еврейский характер.
А нынешние израильтяне, независимо от их конкретного происхождения, в силу своего исторического опыта очень негативно относятся к идее жить в чужой стране и зависеть от чьей-то милости. Поэтому они дали гражданство наиболее лояльной части палестинцев, но стремятся сохранить еврейское большинство.
Тем не менее, из общего правила есть исключение. После первой войны некоторые жители Иерусалима арабской национальности остались на территории Израиля к западу от линии прекращения огня. Таким образом, закон гарантировал им получение паспорта, но многие по политическим причинам от этого отказались. Но такое право у них остается, это вопрос смены документов.
Правда, де-факто, правительство не принимает запросы на гражданство от этих людей по указанным выше причинам. То же самое касается и иных арабов, которые живут в пределах Палестинской автономии. Обзавестись паспортом с менорой они могут только через брак с израильтянином.