Голландский философ Барух Спиноза придумал концепт «конатус» (conatus) как принцип «упорства в своём существе», который означает, что любая сущность пытается поддерживать своё существование и сохранять свою целостность, свою особую форму. Это стремление – не искусственное или сознательное усилие, продиктованной целью, а внутренняя динамика, лежащая в основе бытия, своего рода первичное и глубоко личное состояние. Это внутренний импульс, склонность, выражение важнейшей силы, проявление бытия любой субстанции.
⚪️Проведём аналогию с физикой: эта сила, словно инерция, заставляет тело поддерживать свой способ существования несмотря на все внешние причины, которые могут нарушить его «естественное состояние», будь то движение или отдых. Человек как существо разумное может осознавать этот принцип, умышленно прикладывать усилия, чтобы преднамеренно его реализовывать, и таким образом он будет укреплять конатас. Эта идея воплощена в концепции бессмертия, фундаментального архетипа в мышлении и культуре. Бессмертие, с одной стороны, вечное существование нашего «я», с другой, сохранение специфичных особенностей этого «я», то есть сохранением идентичности, сохранением того, что отличает нас от других существ.
⚪️Конатус можно также назвать «расцветом» самости, актуализацией её потенциала, реализацией её внутренней силы.
Как следствие, всё, что угрожает этому естественному процессу, препятствует или останавливает его, любая опасность прерывания или ограничения нашего «я» вызывает беспокойство. В корне этой тревоги лежит так называемая конечность «я» – осознание его различных пределов. В этом контексте наиболее фундаментальной угрозой является смерть, поскольку она представляет собой окончательную остановку этой важнейшей движущей силы.
Но мы знаем, что смерть вездесуща, как писал английский поэт Перси Биши Шелли:
Повсюду Смерть – и здесь, и там –
Как мать земная всем смертям:
Вокруг, внутри – везде она –
И в нас она заплетена.
Поэтому на нас в разной степени влияет страх смерти. И чем больше чья-то личность ограничена его собственным непосредственным «я», тем больше он боится смерти.