С ноября 2013 года во дворце Нарышкиных-Шуваловых функционирует самый большой негосударственный музей в нашей стране. В его одиннадцати выставочных залах экспонируются предметы русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX-XX веков. К ним относятся ювелирные украшения и аксессуары, предметы интерьера, живописные картины, посуда. Все это великолепие было изготовлено в мастерских известных ювелирных фирм России: Павла Овчинникова, Федора Рюккерта, Братьев Грачевых, Ивана Хлебникова и, конечно, знаменитого на весь мир Карла Фаберже.
Друзья, сегодня мы в очередной раз побываем во дворце Нарышкиных-Шуваловых. На этот раз наша цель - осмотр Бежевого зала музея. Зал знакомит нас с предметами, принесшими всемирную славу русским мастерам русских эмалей. Русская ювелирная эмаль имеет богатую историю и является неотъемлемой частью национальной художественной культуры. Давайте сделаем небольшой экскурс в историю искусства отечественной эмали. Можно выделить три временных периода, когда этот вид ювелирного искусства достигал наивысшего расцвета: домонгольский (от начала государственности в IX веке до нашествия монголо-татар на Русь в XIII веке); имперский (с 1721 по 1917 годы); современный (с XX в. по настоящее время).
В Бежевом зале представлена большая коллекция посуды, портсигаров и других ювелирных изделий именно имперского периода. Эти предметы дают нам представление о формах и фасонах посуды, имевших хождение в быту императорской России. В основном эти изделия были выполнены во второй половине ХIХ - начала ХХ столетия. При этом здесь демонстрируются многие виды техники эмали, в том числе: перегородчатая эмаль (ленточки-перегородки из серебра или золота напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку); витражная эмаль (разновидность перегородчатой эмали без металлической основы); выемчатая эмаль (когда специальным резцом по рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, заполняемые эмалью); Эмаль-гильоше (нанесение на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора) и др.
Да, на рубеже XIX-ХХ века эмальерное искусство вновь возродилось и достигло своего пика популярности. Изделия, выполненные в технике выемчатой эмали в Бежевом зале широко представлены продукцией фирмы Павла Овчинникова. Павел Акимович Овчинников (1830-1888) в 1851 году основал собственную мастерскую, а в 1853 году открыл фабрику по производству золотых и серебряных изделий. В короткий срок получает признание и славу как искусного ювелира. В 1865 году, после Московской международной выставки, где он за свои работы был удостоен пяти российских орденов, становится штатным поставщиком двора цесаревича Александра, а с 1872 году фабрика Овчинникова получает звание поставщика двора Его Императорского Величества.
С образцами техники витражной эмали можно познакомиться взглянув на коллекцию предметов, изготовленных петербургской фирмой "Братья Грачёвы". Фабриканты Грачевы открыли свое производство несколько позже Павла Овчинникова, в 1866 году. В 1892 году компания получила заслуженное звание придворного поставщика. Продукция фабрики была узнаваема, самобытные бытовые изделия, кабинетная скульптура, туалетные принадлежности, посуда пользовалась заслуженным успехом не только при царском дворе, но и широкой публикой. К концу жизни Павел Акимович, будучи купцом первой гильдии, получил звание почетного гражданин Москвы, а также имел множество званий и регалий. Предприятие Овчинникова под руководством его сыновей успешно вело свой бизнес до самой Октябрьской революции 1917 года.
В конце XIX - начале ХХ века многие мастера-ювелиры, не имеющие возможность открыть свое дело, объединялись в артели. Это была новая форма объединения ремесленников. Плюсом таких объединений являлось то, что здесь не присутствовали посредники между изготовителем и потребителем, и что не мало важно - мастер имел свободу действий и отсутствие художественного диктата.
На верхнем снимке представлена работа Антипа Кузьмичева - купца, основателя и владельца фабрики золотых и серебряных дел. Его фабрика, основанная в 1856 году, была ориентирована на производство различных художественных изделий из золота, серебра и бронзы, в том числе и церковных вещей. Хотя предприятие Кузьмичева и не получило звание "Поставщик Императорского Двора", его изделия ценились своей безупречной сложной эмальерной работой и пользовались спросом. Продукция компании Антипа Кузьмичева экспортировались за границу, особенно в в США. Мастер активно сотрудничал с Tiffani & C, представлявшую Россию в Америке.
Нужно отметить еще одного ювелирного мастера, чьи изделия привлекали внимание покупателей. Он обладатель различных наград международных и российских выставок. Об его профессиональном уровне и качестве выпускаемой продукции говорит и тот факт, что он был в числе тех, кто имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", мало того, он являлся придворным фабрикантом Двора королей Дании, Сербии, Черногории, Сербии, Нидерландов! Компания Ивана Петровича Хлебникова, а именно об этом человеке идет речь, помимо ювелирных украшений, изготавливала письменные приборы, церковную утварь, посуду, каминные часы. Напомню, в коллекции Хлебникова золотая медаль Всемирной Выставки в Париже 1889 года, а также разные медали с других выставок, проходивших в разных городах мира в разное время.
Мы неоднократно слышали о ювелирных изделиях, поставляемых ко Двору Его Величества. Практика поставок товаров к царскому двору в России существовала еще с XVI столетия, а занималась такими закупками специальная служба - дворцовый приказ. Кстати, фабрики и ремесленники, все те, кто поставлял свою продукцию ко Двору императора и императрицы, имели право размещать государственный герб России на своих изделиях. Помимо ювелирных изделий для личного пользования царскими особами, в большом количестве закупались предметы, служившие в дальнейшем в качестве подарков и сувениров по случаю различных памятных событий и различного рода юбилеев. Такими подарками могли служить различные ювелирные изделия: портсигары, чаши, кубки и ковши, камнерезные фигуры и многое другое.
Были среди мастеров-ювелиров и те, кто имел иностранное происхождение, но решился изменить свою жизнь и переехать на жительство в Россию. Таких людей, решивших связать свою судьбу с нашей страной немало. Это Иероним Позье, Карл Болин, Готтлиб Ян, конечно Карл Фаберже, и многие многие другие. Еще при Петре I в Россию приехало немало ювелиров из Европы. Их имена, наравне с отечественными мастерами, стали символами русского ювелирного искусства. А самые лучшие из них становились поставщиками царского двора...
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!
С другими публикациями из музея Фаберже вы можете ознакомиться здесь:
Музей Фаберже. Часть №1. Рыцарский зал. Красная гостиная
Музей Фаберже. Часть №2. Синяя гостиная. Яйца Фаберже
Музей Фаберже. Часть №3. Золотая гостиная
Музей Фаберже. Часть №4. Аванзал
Музей Фаберже. Часть №5. Белая и Голубая гостиные