Найти в Дзене

Музей Фаберже. Часть №6. Бежевый зал

С ноября 2013 года во дворце Нарышкиных-Шуваловых функционирует самый большой негосударственный музей в нашей стране. В его одиннадцати выставочных залах экспонируются предметы русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX-XX веков. К ним относятся ювелирные украшения и аксессуары, предметы интерьера, живописные картины, посуда. Все это великолепие было изготовлено в мастерских известных ювелирных фирм России: Павла Овчинникова, Федора Рюккерта, Братьев Грачевых, Ивана Хлебникова и, конечно, знаменитого на весь мир Карла Фаберже.

Экспозиция Бежевого зала музея Фаберже. Фото автора.
Экспозиция Бежевого зала музея Фаберже. Фото автора.
Экспозиция Бежевого зала музея Фаберже. Фото автора.
Экспозиция Бежевого зала музея Фаберже. Фото автора.

Друзья, сегодня мы в очередной раз побываем во дворце Нарышкиных-Шуваловых. На этот раз наша цель - осмотр Бежевого зала музея. Зал знакомит нас с предметами, принесшими всемирную славу русским мастерам русских эмалей. Русская ювелирная эмаль имеет богатую историю и является неотъемлемой частью национальной художественной культуры. Давайте сделаем небольшой экскурс в историю искусства отечественной эмали. Можно выделить три временных периода, когда этот вид ювелирного искусства достигал наивысшего расцвета: домонгольский (от начала государственности в IX веке до нашествия монголо-татар на Русь в XIII веке); имперский (с 1721 по 1917 годы); современный (с XX в. по настоящее время).

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В Бежевом зале представлена большая коллекция посуды, портсигаров и других ювелирных изделий именно имперского периода. Эти предметы дают нам представление о формах и фасонах посуды, имевших хождение в быту императорской России. В основном эти изделия были выполнены во второй половине ХIХ - начала ХХ столетия. При этом здесь демонстрируются многие виды техники эмали, в том числе: перегородчатая эмаль (ленточки-перегородки из серебра или золота напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку); витражная эмаль (разновидность перегородчатой эмали без металлической основы); выемчатая эмаль (когда специальным резцом по рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, заполняемые эмалью); Эмаль-гильоше (нанесение на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора) и др.

Фото автора.
Фото автора.
На заднем плане: ларец работы фирмы К. Фаберже. Фото автора.
На заднем плане: ларец работы фирмы К. Фаберже. Фото автора.

Да, на рубеже XIX-ХХ века эмальерное искусство вновь возродилось и достигло своего пика популярности. Изделия, выполненные в технике выемчатой эмали в Бежевом зале широко представлены продукцией фирмы Павла Овчинникова. Павел Акимович Овчинников (1830-1888) в 1851 году основал собственную мастерскую, а в 1853 году открыл фабрику по производству золотых и серебряных изделий. В короткий срок получает признание и славу как искусного ювелира. В 1865 году, после Московской международной выставки, где он за свои работы был удостоен пяти российских орденов, становится штатным поставщиком двора цесаревича Александра, а с 1872 году фабрика Овчинникова получает звание поставщика двора Его Императорского Величества.

Ларец. Москва, 1908-1917гг. Фирма O. Курлюкова. Фото автора.
Ларец. Москва, 1908-1917гг. Фирма O. Курлюкова. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

С образцами техники витражной эмали можно познакомиться взглянув на коллекцию предметов, изготовленных петербургской фирмой "Братья Грачёвы". Фабриканты Грачевы открыли свое производство несколько позже Павла Овчинникова, в 1866 году. В 1892 году компания получила заслуженное звание придворного поставщика. Продукция фабрики была узнаваема, самобытные бытовые изделия, кабинетная скульптура, туалетные принадлежности, посуда пользовалась заслуженным успехом не только при царском дворе, но и широкой публикой. К концу жизни Павел Акимович, будучи купцом первой гильдии, получил звание почетного гражданин Москвы, а также имел множество званий и регалий. Предприятие Овчинникова под руководством его сыновей успешно вело свой бизнес до самой Октябрьской революции 1917 года.

Фото автора.
Фото автора.
Сервиз чайно-кофейный, Москва, 1879−1883гг.  Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
Сервиз чайно-кофейный, Москва, 1879−1883гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.

В конце XIX - начале ХХ века многие мастера-ювелиры, не имеющие возможность открыть свое дело, объединялись в артели. Это была новая форма объединения ремесленников. Плюсом таких объединений являлось то, что здесь не присутствовали посредники между изготовителем и потребителем, и что не мало важно - мастер имел свободу действий и отсутствие художественного диктата.

Тарелка. Москва, 1888г. Мастер А. Кузмичёв. Фото автора.
Тарелка. Москва, 1888г. Мастер А. Кузмичёв. Фото автора.

На верхнем снимке представлена работа Антипа Кузьмичева - купца, основателя и владельца  фабрики золотых и серебряных дел. Его фабрика, основанная в 1856 году, была ориентирована на производство различных художественных изделий из золота, серебра и бронзы, в том числе и церковных вещей. Хотя предприятие Кузьмичева и не получило звание "Поставщик Императорского Двора", его изделия ценились своей безупречной сложной эмальерной работой и пользовались спросом. Продукция компании Антипа Кузьмичева экспортировались за границу, особенно в в США. Мастер активно сотрудничал с Tiffani & C, представлявшую Россию в Америке.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Нужно отметить еще одного ювелирного мастера, чьи изделия привлекали внимание покупателей. Он обладатель различных наград международных и российских выставок. Об его профессиональном уровне и качестве выпускаемой продукции говорит и тот факт, что он был в числе тех, кто имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", мало того, он являлся придворным фабрикантом Двора королей Дании, Сербии, Черногории, Сербии, Нидерландов! Компания Ивана Петровича Хлебникова, а именно об этом человеке идет речь, помимо ювелирных украшений, изготавливала письменные приборы, церковную утварь, посуду, каминные часы. Напомню, в коллекции Хлебникова золотая медаль Всемирной Выставки в Париже 1889 года, а также разные медали с других выставок, проходивших в разных городах мира в разное время.

Фото автора.
Фото автора.
Набор для напитков (поднос, кувшин, чарки), 1899г. Фирма "Братья Грачёвы". Фото автора.
Набор для напитков (поднос, кувшин, чарки), 1899г. Фирма "Братья Грачёвы". Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Мы неоднократно слышали о ювелирных изделиях, поставляемых ко Двору Его Величества. Практика поставок товаров к царскому двору в России существовала еще с XVI столетия, а занималась такими закупками специальная служба - дворцовый приказ. Кстати, фабрики и ремесленники, все те, кто поставлял свою продукцию ко Двору императора и императрицы, имели право размещать государственный герб России на своих изделиях. Помимо ювелирных изделий для личного пользования царскими особами, в большом количестве закупались предметы, служившие в дальнейшем в качестве подарков и сувениров по случаю различных памятных событий и различного рода юбилеев. Такими подарками могли служить различные ювелирные изделия: портсигары, чаши, кубки и ковши, камнерезные фигуры и многое другое.

Шкатулка. Москва, 1908−1917гг. Фото автора.
Шкатулка. Москва, 1908−1917гг. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Были среди мастеров-ювелиров и те, кто имел иностранное происхождение, но решился изменить свою жизнь и переехать на жительство в Россию. Таких людей, решивших связать свою судьбу с нашей страной немало. Это Иероним Позье, Карл Болин, Готтлиб Ян, конечно Карл Фаберже, и многие многие другие. Еще при Петре I в Россию приехало немало ювелиров из Европы. Их имена, наравне с отечественными мастерами, стали символами русского ювелирного искусства. А самые лучшие из них становились поставщиками царского двора...

Ковш. Москва, 1890-е годы. Фирма О. Курлюкова. Фото автора.
Ковш. Москва, 1890-е годы. Фирма О. Курлюкова. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Кабаре. Москва, 1870–1880гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
Кабаре. Москва, 1870–1880гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
Кабаре. Москва, 1870–1880гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
Кабаре. Москва, 1870–1880гг. Фирма П. Овчинникова. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Бежевый зал музея Фаберже. Фото автора.
Бежевый зал музея Фаберже. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!

С другими публикациями из музея Фаберже вы можете ознакомиться здесь:

Музей Фаберже. Часть №1. Рыцарский зал. Красная гостиная

Музей Фаберже. Часть №2. Синяя гостиная. Яйца Фаберже

Музей Фаберже. Часть №3. Золотая гостиная

Музей Фаберже. Часть №4. Аванзал

Музей Фаберже. Часть №5. Белая и Голубая гостиные