Как российская компания преодолела путь от розничной торговли на рынке автотоваров до одного из крупнейших поставщиков запчастей на Северо-Западе РФ? Как изменилась ситуация на российском рынке автозапчастей в 2023–2024 годах и как на него влияют проблемы с трансграничными платежами? Насколько серьезна проблема контрафакта и как будут меняться цены на запчасти в России? Об этом и многом другом «Движку» рассказал генеральный директор «Компании Авто-Компонент» Константин Гуров.
– Константин, «Авто-Компонент» в нынешнем году отмечает свое 30-летие. Каких результатов добилась за это время компания и как изменился рынок автозапчастей в России?
— Компания «Авто-Компонент» вышла на рынок в 1994 году, многие партнеры помнят наше прошлое название: «Авто-Лада». Мы начинали с небольшого склада в Авиагородке с ассортимента 200 SKU, затем стали дистрибьютором запчастей, предназначенных исключительно для отечественных легковых автомобилей. Сегодня мы мультибрендовая компания с ассортиментом более 50 тыс. SKU, включающим запчасти на автомобили ВАЗ, ГАЗ и иномарки, шины и диски, аксессуары, автохимию и автокосметику, смазочные материалы и технические жидкости.
Инфраструктура за 30 лет нашей работы разрослась многократно. Сегодня компания «Авто-Компонент» имеет 8,5 тыс. кв. м складских площадей в Санкт-Петербурге и Архангельске, в наших планах — расширение логистического центра в Петербурге вдвое к 2026 году. Розничная сеть под брендом «Движком» активно развивается в Санкт-Петербурге, Архангельске, Ленинградской и Новгородской областях. «Авто-Компонент», таким образом, — один из крупнейших и надежных поставщиков автозапчастей и аксессуаров в Северо-Западном регионе РФ.
В дополнение к офлайн-магазинам динамично развивается официальный интернет-магазин «Движком». Компания также активно взаимодействует с основными маркетплейсами страны. Наша бизнес-модель при этом остается неизменной: мы обеспечиваем широкий спектр высококачественных автотоваров для своих клиентов, создаем конкурентные преимущества для партнеров и развиваем потенциал своих сотрудников.
Рынок за минувшие 30 лет сильно изменился, и мы развивались вместе с ним, развивали продажи новых групп и направлений. Появились новые каналы продаж, e-commerce, маркетплейсы, существенно выросли требования к логистической и сервисной составляющим. Все эти глобальные изменения вынуждают развивать IT‑инфраструктуру, оптимизировать и улучшать логистические процессы, овладевать новыми знаниями и компетенциями.
– Как изменился спрос на запчасти в нашей стране в 2023–2024 годах? Были прогнозы, что автопарк на фоне ухода из России европейских, японских и корейских автопроизводителей будет все менее активно обновляться и все больше стареть, что вызовет спрос на запчасти. Подтверждается ли это на практике?
— В 2023 году ситуация была достаточно интересная. С одной стороны, действительно, произошел рост спроса на запасные части и услуги сервисов, с другой — многим поставщикам и производителям удалось восстановить логистические цепочки и каналы поставок, наладить поступление товаров официально ушедших из РФ брендов с помощью параллельного импорта. Это позволило наполнить склады и избежать дефицита в большинстве товарных групп. Можно сказать, что для отрасли это был неплохой год, и мы, как и большинство крупных игроков, смогли закончить его с положительными результатами даже относительно 2022 года.
– Как влияют на российский рынок автозапчастей проблемы с трансграничными платежами? И есть ли пути их системного решения?
— С начала 2024 года эта проблема серьезно обострилась. Из-за трудностей с платежами возникают перебои с поставками у многих компаний-импортеров. Удлинение путей передачи денежных средств, появление в этой цепочке дополнительных звеньев приводят к росту издержек, что негативно сказывается на себестоимости товаров. В итоге вся эта нагрузка ложится на конечного потребители в виде роста цен, вызванного удорожанием товаров и дефицитом.
Так как наша компания не является участником внешней экономической деятельности, на нас эти процессы влияют опосредованно, мы можем выбирать тех поставщиков-импортеров, у кого есть в наличии товар и есть пути для обхода новых трудностей. Несмотря на возможности ротации внутри товарных групп, в общем это негативная и тревожная тенденция. Все понимают, что производство внутри страны не сможет закрыть всех потребностей рынка и испытывает свои сложности, вызванные санкционным давлением и внешнеполитической ситуацией.
О системном решении этой проблемы говорить пока сложно. Многие бренды развивают собственное производство внутри страны — это открытие новой линии LUZAR в Санкт-Петербурге, строительство завода Rossko в Верхней Салде Свердловской области. Но зависимость от импортных поставок слишком велика уже сейчас, а стройка и запуск производства — дело небыстрое, поэтому все вынуждены искать пути обхода новых препятствий.
– Обострилась ли проблема контрафакта на нашем рынке по сравнению с ситуацией, наблюдавшейся до 2022 года? И как потребители (автосервисы и частные покупатели) могут сократить для себя риски нарваться на подделку в сегодняшних реалиях?
— Разумеется, проблема контрафакта стала острее, чем прежде, в первую очередь это касается брендов, официально покинувших российский рынок. Если раньше представительство того или иного бренда, выступая как правообладатель товарного знака, хоть как-то регулировало этот вопрос и по мере сил и возможностей препятствовало распространению контрафакта, то сейчас, по сути, у продавцов контрафакта развязаны руки. Поставки таких продуктов по параллельному импорту тоже далеко не безопасны: нет никаких гарантий честности продавца на той стороне — в Китае, Турции или ОАЭ.
Для потребителя, не обладающего должными компетенциями и знаниями, самая лучшая стратегия защиты от контрафакта — перебороть свои привычки и привязанности к брендам, ушедшим из РФ, и сделать выбор в пользу аналогов от тех производителей, кто официально остался на рынке. Нужно также понимать всю цепочку движения товара (завод — импортер — дистрибьютор — розничная точка продаж), проверить, что у импортера есть работающий сайт, розничная точка отмечена на нем как авторизованная точка продажи данного бренда.
Стоит обращать внимание на цену: чудес, к сожалению, не бывает, и если вы видите предложение в интернете значительно ниже других по цене, то это повод задуматься. Приобретать запчасти, масла и технические жидкости лучше в крупных сетях и у крупных компаний. Большим игрокам репутация важнее, чем сиюминутная выгода от продажи контрафакта. К сожалению, все вышеописанное не даст 100-процентной гарантии от покупки контрафактной запчасти, но значительно снизит вероятность приобретения некачественного продукта.
– Можно ли сегодня прогнозировать, как будут меняться цены на запчасти в России в ближайшее время? И есть ли факторы, которые могут поспособствовать их снижению?
— Сейчас нет явных предпосылок к снижению цен. Слишком много негативных факторов: дефицит, трудности с импортными поставками, проблемы локальных производств, общая экономическая ситуация. Разрешение всех этих проблем потребует много времени, даже при резком улучшении ситуации с трансграничными платежами потребуется время для восполнения складских запасов.
Фото: пресс-служба компании «Авто-Компонент»