Считается, что первые паруса появились в далекой древности, когда люди начали строить лодки и осмелились выйти в открытое море. Изначально парусом служила просто натянутая шкура животного. Человеку, находившемуся в лодке, приходилось обеими руками управлять ею и ориентироваться по ветру. Неизвестно, когда именно люди начали укреплять парус с помощью мачты и рей, но на самых ранних изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно увидеть деревянные мачты, реи, а также штаги (тросы для поддержания мачты) и фалы (снасти для подъема и спуска парусов) вместе с другим такелажем.
Таким образом, создание парусного судна следует отнести к доисторическим временам. Существует много свидетельств того, что первые крупные парусные корабли появились в Египте, и Нил стал первой многоводной рекой, где развивалось речное судоходство. Каждый год с июля по ноябрь эта могучая река выходила из берегов, затопляя всю страну. Селения и города оказывались изолированными друг от друга, как острова. Поэтому суда были жизненно необходимы для египтян. Они играли гораздо более значимую роль в хозяйственной жизни страны и в общении между людьми, чем колесные повозки.
Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, возникших примерно 5 тысяч лет до нашей эры, была барка. Современные ученые знают о ней по нескольким моделям, найденным в древних храмах. Поскольку Египет испытывал нехватку леса, для строительства первых судов активно использовался папирус. Свойства этого материала определяли конструкцию и форму древнеегипетских кораблей. Они представляли собой серповидные ладьи, собранные из пучков папируса с изогнутыми вверх носом и кормой. Для повышения прочности корпус обвязывался тросами. Позже, с установлением регулярной торговли с финикийцами и поступлением в Египет ливанского кедра, дерево стало широко использоваться в кораблестроении. Настенные рельефы некрополя близ Саккары, относящиеся к середине 3 тыс. до нашей эры, дают представление о типах судов того времени. На этих изображениях реалистично показаны различные этапы постройки дощатого корабля. Корпуса судов не имели ни киля (балки, лежащей в основании днища), ни шпангоутов (поперечных брусьев для прочности бортов и днища) и собирались из простых досок, которые конопатились папирусом. Укрепление корпуса осуществлялось канатами, обвязывающими судно по верхнему ободу обшивки.
Такие суда вряд ли обладали хорошими мореходными качествами, но для плавания по реке они вполне подходили. Прямой парус, который использовали египтяне, позволял двигаться только по ветру. Такелаж крепился на двуногой мачте, обе ноги которой устанавливались перпендикулярно средней линии судна и плотно связывались в верхней части. Степсом для мачты служило специальное устройство в корпусе. В рабочем положении мачту удерживали штаги — толстые тросы, идущие от кормы и носа, а ноги поддерживали ее по бокам. Прямоугольный парус крепился на двух реях, а при боковом ветре мачту быстро убирали.
Позже, примерно к 2600 году до нашей эры, двуногую мачту заменили на одноногую, которая облегчала плавание под парусами и впервые предоставила возможность маневрировать. Тем не менее, прямоугольный парус оставался ненадежным и использовался только при попутном ветре. Основным источником силы для корабля продолжали оставаться гребцы. Египтяне, вероятно, усовершенствовали весло, изобретя уключины. В Древнем царстве их еще не было, но позже весла начали крепить с помощью веревочных петель, что увеличивало силу гребка и скорость судна. Известно, что опытные гребцы на фараоновских судах делали до 26 гребков в минуту, что позволяло развивать скорость до 12 км в час. Управляли такими кораблями с помощью двух рулевых весел на корме, которые позднее стали крепить к балке на палубе, что позволяло выбирать нужное направление (принцип управления с помощью поворота пера руля сохранился до наших дней).
Древние египтяне не были искусными мореходами и не решались выходить в открытое море на своих кораблях. Тем не менее, их торговые суда совершали далекие путешествия вдоль побережья. Например, в храме царицы Хатшепсут есть надпись о морском походе египтян около 1490 года до нашей эры в загадочную страну благовоний Пунт, расположенную в районе современного Сомали.
Следующий этап в развитии кораблестроения был осуществлён финикийцами. В отличие от египтян, финикийцы располагали обилием качественного строительного материала для своих судов. Их территория представляла собой узкую полосу вдоль восточных берегов Средиземного моря, где почти у самого берега росли обширные кедровые леса. Уже в древние времена финикийцы овладели искусством создания высококачественных долблёных лодок-однодревок и смело выходили на них в море. С началом 3 тысячелетия до нашей эры, когда морская торговля стала развиваться, финикийцы начали строительство кораблей.
Морское судно значительно отличается от лодки и требует особых конструктивных решений. Важнейшие открытия, определившие дальнейшую историю судостроения, принадлежат именно финикийцам. Возможно, наблюдения за скелетами животных вдохновили их на установку ребер жесткости на однодревках, которые затем покрывались досками. Так в истории кораблестроения впервые были использованы шпангоуты, которые остаются актуальными и по сей день. Кроме того, финикийцы первыми построили килевое судно (начально киль состоял из двух стволов, соединённых под углом). Киль сразу же обеспечил корпусу устойчивость и позволил установить продольные и поперечные связи, к которым крепились обшивочные доски. Все эти новшества стали основой для стремительного развития судостроения и определили облик будущих кораблей.
С середины 2 тысячелетия до нашей эры начался стремительный расцвет финикийских городов, процветание которых было связано с морской торговлей. Пузатые финикийские корабли стали связующим звеном между различными странами. Они пересекали море в разных направлениях и возвращались с богатствами. Огромные богатства, которые финикийцы извлекали из своих торговых операций, делали их всё более смелыми и решительными. В далеких землях они основывали фактории и колонии, которые со временем превращались в процветающие города. Их торговые маршруты простирались от Индии до Африки и Британии. За шесть веков до нашей эры несколько финикийских кораблей, отправившись из Красного моря, обогнули Африку и вернулись в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Кроме торговых судов, финикийцы строили множество боевых кораблей с мощными таранами. Они первыми задумались о том, как увеличить скорость судна. В то время как парус играл лишь вспомогательную роль, в боях и во время погони основным средством оставались весла.
Таким образом, скорость корабля была напрямую связана с количеством гребцов. Изначально длина судна определялась в зависимости от необходимого числа весел, однако бесконечно увеличивать её было невозможно. Решение заключалось в строительстве многорядных кораблей. Сначала начали создавать суда с двумя ярусами весел, где весла располагались одно над другим. Самое раннее изображение такого двухъярусного корабля было найдено во дворце ассирийского царя Саннахериба. Нижний ряд гребцов находился под палубой, а верхний — на ней. В дальнейшем появились трехъярусные суда, известные как триремы. По свидетельствам Климента Александрийского, именно финикийцы первыми построили триремы, которые оказались наиболее эффективным вариантом гребного судна. Эти корабли отличались значительными размерами и имели три ряда весел, расположенных в шахматном порядке. Длина весел варьировалась в зависимости от их расположения; самые сильные гребцы сидели на верхней палубе и управляли самыми длинными веслами. Триремы были легкими на ходу, маневренными и обладали хорошей скоростью.
Следуя примеру финикийцев, другие морские народы Средиземного моря также начали строить такие суда. Конечно, предпринимались попытки увеличить количество гребных ярусов. У македонского царя Деметрия Полиоркета были корабли с 6 и 7 рядами гребцов. Египетский царь Птолемей Филадельф имел два корабля с 30 рядами весел, а другой египетский царь Птолемей Филопатр владел судном с 40 рядами весел. По размерам оно не уступало современному большому лайнеру: на борту находились 4000 гребцов, 3000 членов экипажа и 400 человек прислуги. Однако все эти суда были громоздкими и неповоротливыми. В дальнейшем римляне вернулись к проверенным триремам, которые оставались основным типом морского судна на протяжении всей античности.
Подписывайся на Scholar, чтобы не пропустить новые статьи об истории разных времен)