Совсем недалеко от Феодосии, на невысоких горах стоит маленький городок Старый Крым. С первого взгляда это обычный посёлок с частными дворами, бездорожьем, не ухоженными рынками и всем остальным, чем наделены многие другие маленькие населенные пункты. Однако он с очень древней историей. Здесь, например, сохранились две самые древние мечети в Крыму XIII и XIV веков: хана Узбека и Бейбарса, а также армянский монастырь XIV века Сурб Хач и средневековый город Солхат. Но до них мы, к сожалению, не добрались, но зато посетили литературные места этого городка. Итак, наше путешествие началось от Старокрымского автовокзала.
Литературно-Художественный музей
Музеев в Старом Крыму для такого маленького городка достаточно. Три из них расположены на улице Либкнехта, и все они относятся к музею заповеднику «Киммерия М. А. Волошина». Первым музеем, который мы посетили, это был обобщающий Литературно-Художественный музей. Больше, как мне показалось, он на самом деле краеведческий. Сейчас музей на ремонте, поэтому нас провели только в подвал. Там представлена экспозиция, рассказывающая о народах, проживающих и проживавших на территории Крыма. Здесь представлены костюмы крымских татар, крымских болгар и некоторых других, а также предметы быта. Во дворе располагаются разные архитектурные элементы с раскопок средневекового города Солхата (г. Старый Крым).
Затем, выйдя за калитку музея, мы прошли по улице Либкнехта и зашли во двор одного дома, где стояло дерево с красными платочками и корабль с алыми парусами.
Дом А. С. Грина
Возможно, вы уже догадались, о ком сейчас пойдёт речь. Конечно же, об основателе Гринландии — Александре Степановиче Грине!
Впервые Грин побывал в Старом Крыму 1929 году на отдыхе. Жил тогда Александр Степанович в Феодосии, но дела его стали ухудшаться. Издательства, которые его принимали, стали закрываться. Гонорары от прежних книг заканчивались. В итоге советская цензура объявила ему, что он не сливается с эпохой. Его книги стали издавать по одной в год. Квартира в Феодосии стала Грину не по деньгам. Ему даже приходилось охотиться на птиц, чтобы поесть. И вот он вспомнил прекрасное лето, проведённое в Старом Крыму, и в 1930 году перебрался туда жить. Новый дом намного хуже прежнего, там даже был земляной пол! Под конец, уже в 1932 году Грин переехал в маленький домик на улице Либкнехта.
Увидев тенистый дворик, Грин сказал, что здесь он и напишет «Недотрогу». Но дописать её до конца он не успел. Летом этого же года он умер в нищете от рака желудка.
Похоронили Грина на Старокрымском кладбище. Над его могилой возвышается скульптура «Бегущая по волнам».
Затем его вдова Нина Николаевна Грин пыталась открыть музей Грина. Всё получалось. И к десятилетию со дня смерти Грина в 1942 году собирались открыть музей. Во всём помешал война. В этом же году Крым захватили немцы. Нина Грин не успела эвакуироваться, и она со своей матерью осталась жить в Старом Крыму. Чтобы что-то заработать она устроилась работать редактором в фашистскую газету. Немцы её пропагандировали. После этого её за сотрудничество с немцами послали на десять лет исправительных лагерей. Когда в 1956 году она приехала в Старый Крым, то увидела, в каком виде был бывший её дом. Там был курятник. Долго она боролась за дом, но ей, как изменщице, никто ей помогал, кроме Тихонова, Паустовского, Федина, некоторых других писателей, а также куратора Союза писателей. В итоге она не официально создала музей. В 1970 Нина Николаевна умерла, и в этом же году открылся музей Грина в Феодосии, а через год – в Старом Крыму.
Дом К. Г. Паустовского
Через два года, в 1934 году после смерти Грина, на той же улице в Старом Крыму поселился Константин Георгиевич Паустовский, чтобы отдать дань Александру Степановичу. Здесь он познакомился с вдовой Грина Ниной Николаевной, всячески поддерживал её в создании музея, посетил могилу Грина. В том числе благодаря Паустовскому после 1960 года Грина снова стали издавать в Советском Союзе.
Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах… неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Я работаю. Здесь очень хорошо работать в саду…
— так писал Паустовский о Старом Крыме. Здесь у писателя случилось свадебное путешествие со своей третьей женой Евтеевой. Они остановились в доме на улице Либкнехта. Константин Георгиевич посвятил Старому Крыму несколько глав в произведении «Чёрное море» и несколько рассказов.
Музей был открыт в 2004 году. Экспозиция музея посвящена не только Старокрымскому периоду Паустовского, а в общем пребыванию его на полуострове. Здесь хранятся его личные вещи, воспоминания и книги. Больше всего ему понравился Восточный Крым:
Восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма. Страна сухих пепельных гор, полей, пылавших красными венчиками мака, густой морской сини и безмолвия.
Жил Паустовский и в Коктебеле:
В этих безлюдных местах я выбрал самое уединенное место - уцелевший после войны низенький дом над морем у подножья горы Кара-Даг...
Но больше всего Константину Георгиевичу понравился Старый Крым. Он хоть и маленький, но очень уютный.
А нам было пора возвращаться в Феодосию. Старый Крым неожиданно удивил, хоть и с первого взгляда кажется, что это обычный посёлок. Поэтому теперь хочется вернуться сюда ещё раз, но уже в древний город: с мечетями, армянскими монастырями и средневековыми городам.