Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Антон Макаренко. Бездетный "папа"сотен ребят

Антон Семенович Макаренко родился в марте 1888 года и стал выдающимся педагогом и писателем. Ровно сто лет спустя, в 1988 году ЮНЕСКО назвало четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и наш герой, Антон Макаренко. Хотя ничто не предвещало успешного исхода. Беременная им мать несла коромысло с полными ведрами, поскользнулась и упала навзничь…Малыш родился недоношенным и раньше срока. До такой степени опасались за его жизнь, что крестили немедленно. В крещении он получил имя Антоний, в "миру" его называли просто Антоном. Он рос слабым и болезненным, пошел едва ли не в два года. Но в итоге все это не помешало его образованию и деятельности. А может, и наоборот? Пока другие мальчишки бегали и резвились, воровали яблоки у соседей и лазали по деревьям, Антон читал, развивался, размышлял. В итоге, выбрав педагогическую стезю, отучился в четырехклассном училище и на педагогических курсах. Проработал учителем ру

Антон Семенович Макаренко родился в марте 1888 года и стал выдающимся педагогом и писателем. Ровно сто лет спустя, в 1988 году ЮНЕСКО назвало четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и наш герой, Антон Макаренко.

Хотя ничто не предвещало успешного исхода. Беременная им мать несла коромысло с полными ведрами, поскользнулась и упала навзничь…Малыш родился недоношенным и раньше срока. До такой степени опасались за его жизнь, что крестили немедленно. В крещении он получил имя Антоний, в "миру" его называли просто Антоном.

Он рос слабым и болезненным, пошел едва ли не в два года. Но в итоге все это не помешало его образованию и деятельности. А может, и наоборот? Пока другие мальчишки бегали и резвились, воровали яблоки у соседей и лазали по деревьям, Антон читал, развивался, размышлял.

В детстве
В детстве

В итоге, выбрав педагогическую стезю, отучился в четырехклассном училище и на педагогических курсах. Проработал учителем русского языка и литературы. Он чувствовал, что, как и все в его стране и даже мире, образовательная система требует изменений. И темой дипломной работы выбрал «Кризис современной педагогики».

Молодой учитель
Молодой учитель

Чуть позже, столкнувшись с реалиями работы с трудными подростками, он с раздражением запишет: «Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке… нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство!»
И вот, это произошло - появилась реальная возможность изменить эту систему, победить "шарлатанство"! Губернский отдел народного образования предложил в 1920 году 32-летнему педагогу возглавить трудовую колонию для несовершеннолетних преступников под Полтавой.
...Первые месяцы жизни колонии прекрасно описаны в «Педагогической поэме»: разруха, голод, тиф, бандитизм и полное отсутствие понимания, как работать с непростыми подростками. Макаренко, сугубо городской житель с плохим здоровьем, привыкший к комфорту, светским беседам и игре на скрипке, вылазкам в театры и рестораны, уехал в село под Полтавой, добровольно согласился делить крышу с недавними взломщиками, грабителями, 16-17-летними парнями, успевшими стать уголовниками со стажем.
Первое время Макаренко и его соратники-педагоги просто не знали, что делать. Последней каплей стал эпизод, описанный в «Педагогической поэме»:

«…Наутро пришла ко мне взволнованная Лидия Петровна и сказала:

— Я не знаю, как с ними разговаривать… Говорю им: надо за водой ехать на озеро, а один там, такой — с прической, надевает сапоги и прямо мне в лицо сапогом: “Вы видите, сапожник пошил очень тесные сапоги!”»

Ошарашенный таким поведением, Макаренко влепил воспитаннику пощечину! Его осудили все, кто об этом узнал...И все же он вырастил, воспитал и поставил на ноги сотни обездоленных и "заблудившихся" ребят. Среди которых, кстати, были и пять героев ВОВ, и ученые, и трудяги.

С воспитанниками
С воспитанниками

Тем не менее, в октябре 1927 года Антон Семенович был командирован под Харьков —ему доверили выстраивать работу уже новой коммуны для трудных подростков. Уже в 1930 году на базе коммуны был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 году — завод электроинструментов, затем завод пленочных фотоаппаратов.

7 января 1939 года Харьковская трудовая коммуна была преобразована в промышленный комплекс и переименована в Харьковский комбинат НКВД СССР им. Ф.Э.Дзержинского.

Несмотря на то, что успехи коммуны были впечатляющими, а перенять успешный опыт советского педагога приезжали иностранные делегации, критика деятельности Макаренко на самых верхах продолжалась на протяжении всей его жизни. Еще в 1928 году, после обсуждения в Наркомпросе УССР доклада педагога о системе его работы, прозвучал безапелляционный вывод чиновников: «Может быть, с точки зрения материального обогащения колонии все это и полезное дело, но педагогическая наука не может в числе факторов педагогического влияния рассматривать производство… Признать предложенную систему несоветской».

Но постепенно времена менялись… Выпускаемая заводами коммуны продукция представляла значительную важность для оборонной промышленности страны, поэтому в условиях надвигающейся войны было принято решение вовлечь в производство взрослых рабочих, а не юную поросль. Первое время за Макаренко оставили должность заместителя по педагогической части, а затем и вовсе перевели в Киев.
В Киеве Макаренко в должности помощника начальника Отдела трудовых колоний разрабатывал концепцию перевода всех украинских учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной опеке и перевоспитании, на опробованную им методику воспитания. Увы, критика была и здесь - концепция не получила должной поддержки и не была реализована.

-5

Непосредственный начальник Макаренко, Лев Соломонович Ахматов, на одном из допросов дал показания на Антона Семеновича как на своего сообщника в «троцкистской деятельности». И только благодаря вмешательству в дело народного комиссара Всеволода Балицкого, сочувственно относившегося к известному педагогу, Макаренко удалось избежать ареста. А сам Лев Соломонович был расстрелян 8 марта 1937 года.

Антон Семенович много писал, сегодня его книги переведены на десятки языков.

-6

Писал он и сценарии. В апреле 1939 года Макаренко возвращался в Москву из подмосковной дачной местности Голицыно. В руках у него был сценарий, который он вез на кинофабрику. Макаренко вошел в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал. Успев сказать только: “Я писатель Макаренко”, — Антон Семенович скончался от разрыва сердечной мышцы». Ему был всего 51 год

Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

...Всю жизнь его имя трепали, подвергали сомнениям его идеи и методики. Однако же сегодня во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации, в Германии при исследовательском центре сравнительной педагогики Марбургского университета создана лаборатория по изучению наследия Макаренко. В Японии работы советского педагога востребованы по сей день: труды Макаренко переиздаются массовыми тиражами, его методики применяются начиная с детских садов, а его книги считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.