В статье разберем разницу между физиологическим и речевым дыханием и рассмотрим приемы его коррекции.
Оценить развитие речевого дыхания ребенка помогают примерные нормы количества слов, которые он произносит на одном выдохе.
Дети 2-3 лет должны произносить с выдохом 2-3 слова, в 3-4 года - 3-5 слов, 4-6 лет - 4-6 слов, 6-7 лет - 5-7 слов.
Проверка речевого развития начинается с проверки дыхания, логопед смотрит, правильно ли малыш дышит при разговоре, насколько сильны и продолжительны его вдохи и выдохи, где делаются паузы.
Исправление недочетов речевого дыхания - начальный этап и один из главных в работе над речью.
Признаки правильного речевого дыхания:
- вдох делается короткий и через нос;
- выдыхаем через рот плавно и медленно;
- выдох нужно делать полностью;
- каждый выдох заканчивается короткой паузой в 2-3 секунды.
Различия между физиологическим и речевым дыханием:
первое происходит непроизвольно в таком ритме - вдох/выдох/пауза; речевое всегда произвольное, ритм будет таким - вдох/пауза/выдох.
При физиологическом дыхании вдохи и выдохи производятся одним импульсом. При речевом вдох делается одним импульсом, выдох будет состоять из нескольких импульсов.
Чтобы управлять своим голосом, ребенку нужно для начала научиться делать глубокий короткий вдох и медленный плавный выдох.
Для чего ребенку необходимо правильное речевое дыхание:
- постановка и автоматизация звуков пройдет быстрее;
- речь будет формироваться четкой и связной;
- возрастет число слов, произносимых на одном выдохе;
- малыш научится координировать дыхательную, речевую и двигательную активность.
Тренируем силу и долготу выдоха: игровые упражнения для детей
1. Дует ветер. На шнурок закрепляем ленты серпантина или новогоднего дождика. Потом просим малыша устроить ветер - подуть на них. Более сложный вариант: дуть на ленты определенного цвета. Между ребенком и лентами оставляем расстояние 10-5 см.
2. Падают листики. Собираем настоящие листики или делаем их из бумаги, можно играть со снежинками. Сдуваем листики или снежинки со стола - устраиваем листопад (снегопад).
3. Веселое перышко. Запускаем перышко в воздух, просим малыша подуть на него снизу, чтобы не дать ему упасть на землю.
4. Соревнования с карандашами. Выбираем двух участников, отмечаем на столе старт и финиш, укладываем карандаши на старте. Каждый участник дует на свой карандаш, подгоняя быстрее к финишу.
5. Шторм. Делаем кораблики из бумаги, запускаем их в тазик, устраиваем шторм: дуем на кораблики, приводя их в движение
6. Свечи на торте. Поиграйте в ребенком в "день рождения", можно даже купить маленький тортик. Украшаем его свечками и просим ребенка их задуть.
7. Игры с вертушками. Ребенок дует на игрушку с вертящимися лопастями, приводя их в движение.
8. Мыльные пузыри. Выдувание пузырей - полезное упражнение для тренировки длительного плавного выдоха.
9. Используем игрушки-свистульки, в которые надо дуть, чтобы извлекать звуки.
Отрабатываем произношение звуков и слогов на одном выдохе: просим малыша произнести звуки, имитирующие гудок парохода, плач ребенка, шипение змеи, звук паровоза или дождя. Все это делается при одном выдыхании воздуха.
__________________________________
Если статья была полезной, не забудьте поставить лайк! 😊👍