Найти в Дзене

Про науку и инновации

Почему мы так дружим с учеными? Поняли, что без них вообще ничего не сделаем. Потому что есть разные креативные инновации, когда надо что-то придумать, упаковать, в ИТ много такого. А есть инновации, где ключевое – это глубокие предметные знания о материи. Нам надо нырять в материю на уровень клетки, на уровень ДНК, там без ученых никуда. А вы знали, что в России 75 процентов – это эмпатично-общинные люди, способные сопереживать, сочувствовать, слышать другого, сердцем откликаться на чужую боль? Получается, что в рыночной экономике, в свободном рынке эти люди абсолютно неконкурентоспособны. Их всегда переиграет в модели «ничего личного, только деньги» тот, для которого важнее индивидуальное. Получается, 75 процентов населения в последние тридцать лет как бы говорят: «Это не моя страна! Я здесь живу, да, но все это не для меня. Обо мне здесь не думают, не вспоминают». Говорят, что инновации двигают «И» – индивидуалисты. А мы говорим, нет, инновации, и еще более крутые, создают «К» – кол

Почему мы так дружим с учеными? Поняли, что без них вообще ничего не сделаем. Потому что есть разные креативные инновации, когда надо что-то придумать, упаковать, в ИТ много такого. А есть инновации, где ключевое – это глубокие предметные знания о материи. Нам надо нырять в материю на уровень клетки, на уровень ДНК, там без ученых никуда.

А вы знали, что в России 75 процентов – это эмпатично-общинные люди, способные сопереживать, сочувствовать, слышать другого, сердцем откликаться на чужую боль?

Получается, что в рыночной экономике, в свободном рынке эти люди абсолютно неконкурентоспособны. Их всегда переиграет в модели «ничего личного, только деньги» тот, для которого важнее индивидуальное. Получается, 75 процентов населения в последние тридцать лет как бы говорят: «Это не моя страна! Я здесь живу, да, но все это не для меня. Обо мне здесь не думают, не вспоминают».

Говорят, что инновации двигают «И» – индивидуалисты. А мы говорим, нет, инновации, и еще более крутые, создают «К» – коллективисты! Только им нужно создать среду, где они в себя поверят. Именно на них у нас рассчитан инновационный центр, таких мы ищем и на таких делаем ставку.

Про ученых какую интересную штуку обнаружили – оказывается, русский ученый сильно отличается от американского и западноевропейского. Для тех деньги – признак уважения, то есть если предприниматель успешен и богат – я тебя уважаю! Они и сами мечтали бы оказаться предпринимателями, и таких очень много, например, главный исполнительный директор и основатель Impossible Foods – доктор наук и большой ученый.

А наш ученый плохо относится к людям, которые хотят на нем заработать или его купить. Как только с ним заводят разговор о материальной стороне дела, он подсознательно вступает в поединок и начинает доказывать, что умнее тебя, больше тебя знает. Выиграть у него в поединке никаких шансов, на поляне «больших тем» ему равных нет. Мы это осознали, вообще убрали тему «купить» и стали строить с учеными отношения вокруг идей. В России есть по-настоящему большая наука – в биотехнологии, в энергетике, в материаловедении, вокруг биотеха особенно. У нас два научно-технических совета, в них работает десять академиков, кроме того, мы сотрудничаем, наверное, со всеми учеными в стране, кто что-то умеет в биотехе. Знаете, почему мы с ними так дружим? Потому что для них тоже важна идея, они как раз из этих семидесяти пяти процентов «К» – коллективисты. Они приезжают в Алексеевку и понимают, что мы немножечко другие – во-первых, русские предприниматели, у которых вообще ничего нет за границей, никаких активов, никаких счетов. Во-вторых, у нас есть идея: например, надо создать продукт, который снимет человечество сиглы сахарного диабета, или даже создать технологию, которая решит проблему голода,— вот настоящие вызовы, и ученый готов, рад их принять.

Как тут не вспомнить еще одного важного для нас человека, русского философа-космиста Николая Федоровича Федорова, жившего в XIX веке. Православный, абсолютно традиционный человек, при этом интеллектуал, он считал, что заповедь «наследуйте землю» обязывает человека гармонизировать все вокруг. Не просто сохранять окружающую среду, а именно гармонизировать. В частности, чтобы справиться с голодом, научиться управлять погодой. Человек как имя нарицательное должен учиться влиять на среду с помощью науки, инноваций.

И недаром при входе в научно-образовательный центр, где учатся наши студенты, висит табличка со словами Николая Федорова:

«Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

Из книги «Россия 2062», беседа с Сергеем Ивановым

Сергей Иванов – один из руководителей огромной корпорации «ЭФКО», производителя продуктов питания с годовым оборотом более 100 миллиардов рублей. Сергей родился в забайкальском селе в семье семейских казаков-старообрядцев. Сооснователь нескольких инновационных производственных компаний, он запускал в космос спутники, синтезировал растительное мясо, а теперь еще и производит беспилотники. Удивительным образом ему удается сочетать любовь к традициям предков, православную веру, жизнь на малой родине и маниакальное стремление к передовым техническим инновациям.

Книгу можно приобрести на Wildberries или Ozon