Для поколений бебибумеров, иксов и игреков зумеры на работе – это что-то сродни инопланетянам. Они чересчур эмоциональны, требуют к себе особого отношения и не готовы усердно трудиться. Но самое главное – их сложно заставить соблюдать правила. Если им что-то не нравится, они просто уходят, и поминай как звали.
Чтобы понять, почему они такие не от мира сего, нужно заглянуть в прошлое.
Как формировалось поколение Z:
1. В сытости и без особых потрясений (войн, революций, дефолтов и т.п.), поэтому они привыкли к благополучию, которое есть всегда, и за него не надо бороться.
Зумеры - это поколение Z, родившееся в 1996-2012 годах.
2. Преимущественно – в онлайн-пространстве, с дефицитом живого общения. Гаджеты у них были вместо погремушек. С одной стороны, это делает ребят супер-продвинутыми в современных технологиях и имеющими массу разносторонних интересов, а с другой, приводит к тому, что они более замкнуты, сосредоточены на своём внутреннем мире, и им сложнее строить коммуникации в офлайне.
3. В безусловной любви, принятии и одобрении со стороны родителей, бабушек, нянь и т.д. Поэтому они вступают во взрослую жизнь и ожидают, что все, в том числе работодатели, будут так же трепетно относиться к ним, как их родные. У них, выросших в пуховых пелёнках гипер-опеки, мало опыта преодоления сложностей, что делает их менее стрессоустойчивыми, чем другие поколения. Они больше подвержены неуверенности в себе, паническим атакам, депрессиям и профессиональному выгоранию.
Как показало исследование, проведённое школой ИТ-профессий Skillfactory и маркетинговым агентством uForce, быстрее всех выгорают на работе именно зумеры. Особенно если не встречают такого же бережного отношения к себе, как это было в их семье. Половина сотрудников в возрасте до 24 лет менее чем через год с момента трудоустройства обнаруживают у себя признаки профессионального выгорания. Для сравнения: в возрастной категории от 41 до 50 лет те же 50% людей впервые заметили эти признаки лишь после 10 лет работы.
4. С детства ребят всячески развивали и развлекали родители, и это отражается на том, что и на работе нужно постоянно чем-то извне поддерживать их интерес, чтобы он не угасал - устраивать им всевозможные конкурсы, игры, розыгрыши призов и пр.
5. Если предыдущие поколения, особенно иксов и бумеров, растили в духе коллективизма, чему способствовали пионерия, комсомол, партийные ячейки на работе, то определяющей идеологией в обществе для игреков и зумеров стал индивидуализм. Это, а также многократно возросший в последние годы интерес к психологии, отразилось на желании молодых людей отгородиться от вторжения в их личное пространство. Защита личных границ - их идея фикс.
Опрос ВЦИОМ, проведённый весной 2024 года, показал, что 20% респондентов всех возрастных групп считают, что работодатель всегда должен знать, как живут его сотрудники, что происходит у них в семье. При этом среди зумеров с таким подходом согласны лишь 6%, а 64% хотели бы, чтобы руководство интересовалось их личной жизнью, только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо участия.
И всё бы ничего, если бы, выстраивая свои личные границы, молодые люди частенько не нарушали чужие.
В целом, поколение зумеров отличается от предыдущих большей внутренней свободой, креативностью, склонностью к рефлексии, чувствительностью и эмпатией. При этом слабые стороны его представителей: отсутствие авторитетов, сложности с фокусировкой на чём-то одном, недостаток терпения, эгоцентризм, малый горизонт планирования.
Неслучайно в новом явлении на рынке труда – гостинге – в первую очередь были замечены именно молодые сотрудники. Они трудоустраиваются и… пропадают без объяснения причин. Буквально уходят на обед и не возвращаются. Отключают телефоны и не отвечают на звонки. И их совершенно не беспокоит то, что от их поведения могут пострадать репутация и карьера. Чаще всего молодежь исчезает в первый рабочий день или перед сдачей важного проекта, не выдерживая напряжение момента, а иногда – сразу после собеседования.
Но если остаются, соблюдать дисциплину их не мотивируют даже штрафы.
«Сегодня я просплю, и пусть с меня за это 1000 рублей снимут, не жалко» - примерно так они рассуждают.
В итоге мы получаем совсем новый вид сотрудников, которые плохо монтируются с тем, что до них работало годами.
Отношение зумеров к работе, карьере и деньгам
Как я уже сказала выше, самое главное для них в работе – интерес. Если бумеры, иксы и игреки при выполнении своих профессиональных обязанностей чаще руководствуются девизом «надо!», то поколение Z – словом «хочу». И это заставляет их работодателей скрипеть мозгами, чтобы изыскивать всё новые и новые способы мотивировать и удерживать их.
Карьера, статус и деньги не являются для большинства из них ценностью, как для их пап и мам. Для зумеров неочевидна связь: будешь хорошо учиться – поступишь в топовый университет – получишь перспективную работу – станешь успешным. Потому что, во-первых, у них и так всё есть, благодаря родителям, и зачем тогда сильно напрягаться? Во-вторых, они видят примеры, как их ровесники стали известными блогерами и заработали свои первые миллионы без всяких учёб и карьер. И обратные примеры – как их родители 5 лет пыхтели, получая высшее образование, лет 25 усердно трудятся, но на вершину успеха их это никак не поднимает.
Что касается денег, то ожидания зумеров по зарплате уже вызывают нервный тик у работодателей. Ребята выходят на рынок труда и сразу хотят много получать. Претендуя на начальные позиции, их аппетиты порой находятся на уровне руководителя отдела. Но неверно думать, что деньги для них в приоритете. Нет, для них это просто гигиенический фактор, позволяющий им жить в привычном комфорте. Но самое главное - в их голове нет связки между уровнем профессионализма и размером зарплаты. Они искренне верят, что им должны предлагать нормальные деньги просто по факту их выхода на работу.
Так, при средней желаемой зарплате жителей нашей страны в 2024 году в 123,5 тыс. руб. в месяц, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы зарабатывать 96,4 тыс. руб. (результаты опроса, проведённого «СберАналитикой» и сервисом «Работа.ру»).
Упахиваться на работе – тоже не для поколения Z. Они хотят получать максимум от своей жизни, а не медаль на грудь «герой капиталистического труда». Поэтому им, как никому, изначально важен баланс личного и рабочего. Удалёнка, гибрид, гибкий график, неполная занятость, отсутствие переработок, собственное дело, в конце концов, – вот их приоритеты.
На текущий момент 88% молодых людей в России хотели бы открыть свое дело. Таковы результаты исследования аналитиков «Авито». Среди всех возрастных групп желающих заняться собственным бизнесом лишь треть. Работа по найму привлекает только 12% молодых респондентов.
Эмоционально развитым зумерам важно не просто ходить на работу ради зарплаты, как иксам, а быть причастными к социально значимым проектам, делать мир лучше. Если их предки, как правило озадачиваются поиском смыслов и вопросом своей полезности людям и обществу годам к 40, и то далеко не все, то у молодёжи этот запрос есть в прошивках изначально. Зумеры не могут долго поддерживать свою работоспособность, если не разделяют цели и ценности своей компании. Спущенные сверху ориентиры без понимания, зачем это нужно, для них не работают.
Разносторонние интересы, стремление к комфорту и недостаток терпения приводят к тому, что зумеры чаще представителей других поколений меняют не только место работы, но и профиль деятельности. Причем кардинально. Они могут легко поработать сначала в торговле, потом в ресторанном бизнесе, затем в банке. Поняв, что и это – не их, начать искать себя в музыке или педагогике. Смотришь порой резюме 25-летних и диву даёшься, сколько организаций и сфер успел сменить человек за свой небольшой стаж! На многих местах работы срок их пребывания ограничивается всего 2-4 неделями. И ребят не пугает то, что такими короткими периодами они могут испортить себе резюме.
Ими сложнее управлять – они не боятся увольнений, и у них меньше уважения к иерархии. В эпоху соцсетей авторитетом у молодёжи пользуются не формальные лидеры, а лидеры мнений. К тому же, они плохо переносят любое давление. Это уже стало почти анекдотом, когда молодой сотрудник в ответ на напоминание руководителя или коллег о необходимости соблюдать сроки сдачи работы по проекту упрекает их в токсичности.
Зумеры больше чем представители других поколений жаждут свободы и возможностей для самовыражения. Они позже создают семьи, над ними не довлеют ипотеки и обязательства перед супругами и детьми, поэтому они легко скользят по жизни, ни к чему особо не привязываясь – ни к работе, ни к месту жительства, ни к имуществу. Мотыльки. И такие же ранимые.
Конечно, все эти характеристики – как средняя температура по больнице. И среди молодёжи до 28 лет есть очень целеустремлённые и стабильно работающие ребята, нацеленные на карьеру, умеющие сами себя мотивировать и поддерживать. Но мы всё же говорим про статистическое большинство.
Они – не плохие и не хорошие, они просто другие, потому что росли в других условиях. И нам, старшему поколению, с ними жить и работать, поэтому надо не возмущаться, а понимать их и искать с ними точки пересечения. И потом, они ведь не сами по себе такими получились, они - плоды нашего воспитания.
А если пойти ещё дальше, приподняться над ситуацией и переместиться в сферу духовного, тогда можно озадачиться вопросом, чему это молодое поколение инопланетян учит нас, старичков? Ведь давно известно, что дети - наши лучшие учителя. И они зачем-то посланы на эту Землю.
P.S. про особенности поколения Z в работе я по просьбе корреспондентки "Комсомольской правды" рассказала в своём интервью, которое опубликовано на сайте газеты 13 августа. Кому интересно - вот ссылка на него.
Галина Бобкова, карьерный консультант, профориентолог
Сайт: www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
· Телеграм