С первого взгляда этот удивительный храм кажется творением времен расцвета стилистики модерна, нашедшей свое оригинальное отражение и в отечественном церковном зодчестве. Но на самом деле, церковь сия была построена в 1882-м. О модерне в то время еще никто не помышлял. Это если говорить об архитектуре и архитекторах. Художники – совсем другая история…
Идея постройки в имении Абрамцево доступной для окрестных крестьян церкви принадлежала владельцу имения – Савве Ивановичу Мамонтову, а реализовывать эту идею взялись, что называется «всем миром», члены знаменитого «Абрамцевского художественного кружка». Первый проект был сделан в 1881-м Василием Дмитриевичем Поленовым, который собственно и решил взять за основу образцы древних храмов Новгорода.
Но Василий Дмитриевич проект до конца не довел и начатую работу продолжил Виктор Михайлович Васнецов существенно изменив довольно тяжеловесные «поленовские» пропорций храма. Сами строительные работы начались уже в мае 1881-го. Еще до получения, необходимого в данном случае, церковного благословения (его смогут получить в конечном итоге только после окончания основного строительства)…
В работах приняли участие действительно все, кто был в ту пору в Абрамцево не исключая конечно и все большое семейство самого владельца имения (Савва Иванович самолично «резал по камню»). Хотя, стоит сказать, что при всем уважении к громадному таланту участников проекта, для возведения реального здания был необходим профессиональный архитектор. Им стал замечательный московский зодчий, служивший тогда архитектором Румянцевского музея, Павел Михайлович Самарин. Сейчас имя его, прочно заслоненное «блеском имен» других участников, редко вспоминают. Хотя без Павла Михайловича строительство по сути было бы просто невозможно…
Церковь Спаса Нерукотворного Образа была закончена и освящена в 1882-м и стала настоящим собранием самых передовых работ самых передовых художников своего времени. Иконостас и все остальные непеременные атрибуты церковного интерьера были сделаны по эскизам Василия Дмитриевича Поленова.
Его кисти принадлежала и значительная часть образов в иконостасе. Но не только его безусловно.
Тут были работы Виктора Михайловича Васнецова, Николая Васильевича Неврева, Веры Алексеевны Репиной…
Престольный образ Спаса Нерукотворного писан был Ильей Ефимовичем Репиным.
Стены храма украсили икона Святого князя Федора с сыновьями работы Елены Дмитриевны Поленовой
и барельеф Главы Иоанна Крестителя Марка Матвеевича Антокольского.
Эскизы для клиросов
и сказочный рисунок мозаики, украсившей пол
седлал опять же Виктор Михайлович Васнецов. Оконные ниши расписывались по эскизам сына Саввы Ивановича Мамонтова – Андрея Саввича,
а автором алтарного витража был сам Савва Иванович. Изразцовая печь в храме появилась только в 1892-м, но сделана была естественно по эскизу Михаила Александровича Врубеля…
Безусловно, художественное значение этой постройки, настоящего триумфа новой для того времени школы отечественной живописи, переоценить было просто невозможно. Но для семьи Мамонтовых она стала символом скорее роковым…
Единственная перестройка храма в том самом 1892-м была связана с событием трагическим. В 1891-м в результате отека легких в возрасте 22-х лет скончался подававший большие «художественные надежды» Андрей Саввич Мамонтов. Семья решила похоронить его в храме, в создании которого он принимал такое активное участие. Специально для этого была построена небольшая часовня, проект которой сделал тоже Виктор Михайлович Васнецов.
С той поры это место было просто обречено стать для Мамонтовых семейной усыпальницей. В 1907-м от скоротечной пневмонии в возрасте 32 лет внезапно умерла любимая дочь Саввы Ивановича – Вера Саввична – известная на весь мир «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова. «Веруша» уже была замужем за влиятельным московским губернским предводителем дворянства Александром Дмитриевичем Самариным. В семье было трое детей, но неумолимая судьба распорядилась по своему и у церкви в Абрамцево появилась новая могила… Еще через 10 месяцев, вслед за дочерью, умерла верная супруга и сподвижница многих начинаний Саввы Ивановича – Елизавета Григорьевна. Ее похоронили рядом. В 1913-м тут появился еще один крест. Едва дожив до шести лет умер родившийся в год смерти матери сын Веры Саввичны – Сергей. И наконец в 1918-м. Пережив многое и многих. В возрасте 76 лет. Умер Савва Иванович Мамонтов. Вопрос о том где хоронить этого неординарного человека даже не возникал. Ответ был ясен абсолютно всем…
Такая вот история.