Найти тему
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. HEAVY JELLY. Потерянная жемчужина британского блюз-рока

Эта интересная британская команда была образована в начале 1969 года в Лондоне по инициативе гитариста Джона Муршеда (John Moorshead) и басиста Алексом Дмочовски (полное настоящее имя Alexander Zygmunt Stanislaw Dmochowski), ранее игравших в известной блюз-роковой команде THE AYNSLEY DUNBAR RETALIATION (четыре альбома в период 1968-1970). У обоих за спинами была неплохая рок-школа.

Фото предоставлено А.Галиным
Фото предоставлено А.Галиным
Сразу отмечу, что коллектив, о котором далее пойдет речь, не имеет никакого отношения к одноименному коллективу, известному также, как SKIP BIFFERTY который выпустила всего один сингл. Хотя обе группы британские, и стиль у них был довольно схожий.

Муршед в 1965 году стал лидер-гитаристом Johnny Kidd & THE PIRATES, потом с Родом Стюартом (Rod Stewart) участвовал в недолговечной SHOTGUN EXPRESS, затем вошел в состав Julien Covey & THE MACHINE, а потом несколько лет работал в блюзовой команде Эйнсли Данбара. Пытался сформировать свою команду BLUE WHALE, ничего не получилось и он оказался в HEAVY JELLY.

Басист Дмочовски серьезную карьеру начал в Neil Christian & THE CRUSADERS, потом вместе с Муршедом участвовал в записи нескольких альбомов AYNSLEY DUNBAR RETALIATION.

Сначала они заручились помощью известного в рок-кругах барабанщика Карло Литтла (Carlo Little, настоящее имя – Carl O’Neil Little, род. 17.12.1938 г.), игравшего в Screaming Lord Sutch & THE SAVAGES. Карл был первым драммером THE ROLLING STONES, обучал мастерству Кита Муна (Keith Moon, THE WHO).

Группа была связана контрактом с небольшой компанией Head, босс которой Джон Кёрд (John Curd) зарегистрировал название HEAVY JELLY, потому что оно ему понравилось. К тому же музыканты из SKIP BIFFERTY выпустили под этим названием один вызвавший интерес слушателей сингл на Island Records.

Кёрд «наехал» на Island, которая песню конкурентов «I Keep Singing That Same Old Song» вставила на сборник Nice Enough To Eat. «Легитимные» HEAVY JELLY в 1969 году записали сингл «Time Out (The Long Wait)//Chewn In» и материал о них появился в журнале Time Out (причем в виде квартета, четвертым на фото фигурировал некто Rocky).

Heavy Jelly - Time Out (The Long Wait) – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Яna BormaNN ☮ [Великий Отказ]

Карло надолго в группе не задержался. Его заменил барабанщик Джим Капальди (Jim Capaldi) из британской команды TRAFFIC, причем он также привел с собой коллегу саксофониста/флейтиста Криса Вуда (полное настоящее имя Christopher Gordon Blandford Wood). Но и эта парочка долго не пробыла, вернувшись в свой TRAFFIC (скорей всего, они просто поджемовали пару раз). Летом 1970 года новым барабанщиком стал Майк Келли (Mike Kellie) из SPOOKY TOOTH.

И вот неожиданно в рядах HEAVY JELLY появился гитарист-вокалист-композитор Джеки Ломакс (Jackie Lomax, настоящее имя – John Richard Lomax, род. 10.05.1944 г.), известный по участию в нескольких группах: Dee & THE DYNAMITES (пел, играл на гитаре), в битовой THE UNDERTAKERS (1963-65) (пел, играл на басу), в роковой THE MERSEY LADS (1966), THE LOST SOULS, поп-роковой THE LOMAX ALLIANCE (1967) и психоделической ONE (1967). То есть он засветился на небосклоне лондонской рок-сцены и лейбл Apple Records решил профинансировать его сольный альбом Is This What You Want в 1969 году, причем продюсером был Джордж Харрисон (George Harrison). Кроме того, Ломакс был первым артистом, получившим контракт с Apple.

Это был ничем особо не примечательный альбом в битловском поп-роковом духе, хотя некоторые вещи были весьма неплохи (к примеру, «New Day», «Sunset» и особенно «The Eagle Laughs At You» в блюз-роковом стиле с привкусом психоделии).

The Eagle Laughs At You - Jackie Lomax скачать бесплатно в MP3, видеоклип | музыкальный портал Musify

Продвижением альбома Ломакса никто не занимался, потому что «яблочная империя» стала рушиться после начала развала THE BEATLES. Поэтом Ломакс искал новые пути реализации своего потенциала.

И точка с формированием состава HEAVY JELLY была поставлена в декабре 1969 года с появлением Барри Дженкинса (настоящее имя – Colin Ernest Barry Jenkins, род. 22.12.1944 г.), который выступал с THE NASHVILLE TEENS в период 1964-1966 гг., а потом попал в ряды THE ANIMALS, записав с ними Animalism (1966). Когда они распались, то Барри остался в составе Eric Burdon & THE ANIMALS (1966-69), где прошел хорошую школу.

В начале 1970 года музыканты записали одноименный альбом с привлечением бэк-вокалистов Пита Хэма (Pete Ham) и Тома Эванса (Tom Evans) из BADFINGER, а также трубача Джима Прайса (Jim Price) и саксофониста Бобби Кейса (Bobby Keys), который играл с THE ROLLING STONES, THE FACES, Эриком Клэптоноом (Eric Clapton), Джоном Ленноном (John Lennon), Джо Кокером (Joe Cocker) и многими другими.

Jackie Lomax – vocals, guitar, piano; John Morshead – lead guitar, vocals; Alex Dmochowski – bass; Barry Jenkins – drums; +Pete Ham & Tom Evans – harmony vocals (8); Bobby Keys – tenor saxophone (3); Jim Price – trumpet, trombone (3); Mike Kellie – drums (2, 6).

Автором всех треков был Ломакс. Альбом получился просто великолепный – мощный блюз-рок с интересными импровизациями, но была издана только промо-пластинка, потому что фирма Apple, имевшая с Ломаксом контракт, запретила ее распространять.

Обложка промо-издания. Изображение взято на discogs.com
Обложка промо-издания. Изображение взято на discogs.com
Альбом, записанный в 1970 году, но так и не был издан официально (кроме промо-версии), вплоть до 2015 года. Соответственно, что с годами, как хороший коньяк, он приобрел легендарный статус и выдержанный временем вкус. На этом релизе вы можете услышать качественно записанную музыку. Это блюз-рок, но весьма продвинутый, полный энергии и сюрпризов с заимствованием из области психоделии. Очень непростая и значительная пластинка. А. Галин

HEAVY JELLY пытались выступать по клубам (17 мая они дали концерт в лондонском The Lyceum), но у них начались проблемы в составе. Новым барабанщиком стал Брюс Роулэнд (Bruce Rowland, ех-THE GREASE BAND, выступал с Джо Кокером на Вудстоке в 1969 году!), но и он пришел ненадолго, позже найдя пристанище в FAIRPORT CONVENTION (с 1972 г.).

В это же время басистом ненадолго стал Стив Томпсон (Steve Thompson), (это отражено на сайте www.jackielomax.com). Томпсон вскоре записал со STONE THE CROWS неплохой альбом Teenage Licks (1971), а потом недолго поработал со SPOOKY TOOTH.

Через несколько месяцев пертурбаций HEAVY JELLY распались в 1970 году. Джон Муршед сотрудничал с Грэмом Бондом (Graham Bond) на Holy Magick (1970) и Денни Лэйном (Denny Laine) в 1973 году.

Дмочовски играл с Бондом на Holy Magick (1970), Питером Грином (Peter Green) на The End Of The Game (1970), но, наверно, самая известная его работа – запись на сольнике Фрэнка Заппы (Frank Zappa) Waka/Jawaka – Hot Rats (1972), правда здесь он скрылся под псевдонимом Erroneous. Также можно отметить его игру на A Banquet In Blues (1976) Джона Мэйолла (John Mayall). Барри Дженкинс работал с A LETTER HOME (1975).

В 1971 году Ломакс отправился в США и после подписания контракта с Warner Bros. возобновил сольную карьеру, обосновавшись в ставшем знаменитым местечке Вудсток, вновь наладив контакты со своими коллегами из LOMAX ALLIANCE и THE UNDERTAKERS. Его сольные альбомы продавались неважно, поэтому Ломакс вернулся на родину в конце 1973 года и присоединился к прог-команде BADGER, основанной клавишником Тони Кейем (Tony Kaye, ex-YES), которая под его влиянием начала играть блюз-рок и соул, записав альбом White Lady (1974). Джеки Ломакс умер 15 сентября 2013 года.

P.S. И что самое забавное – в 1970 году существовала еще одна, третья по счету группа под названием HEAVY JELLY, которую продюсировал Саймон Напье-Белл (Simon Napier-Bell). Это был чисто студийный проект, который выпустил всего один сингл в США – «Humpty Dumpty//Throw Down A Line», но стиль был чисто развлекательный, никакого блюз-рока и прогрессива.

Автор - Гаврила Даниленко. Редактура, дополнительный текст - Александр Галин. Дополнительная редактура и вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Рок-кладовая Александра Галина | Рок на БиС | Дзен

Авторы дзен-канала "Рок на БиС" читают книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки изданий
Обложки изданий