Найти тему

«Экомир» против хаоса

Оглавление

«Business Excellence», август 2024.

Рубрика: Дело.

О том, почему вред от использования некачественной бытовой химии для здоровья людей и экологии значительно выше, чем от испорченных продуктов питания, что нужно сделать, чтобы сформировать принципиально новую культуру потребления как одного из основных элементов повышения качества жизни населения, и какова в этом роль государства, профессионального сообщества и общественных объединений, размышляют директор компании «Экомир» Алексей Бурмистров и его коллеги — ​главный технолог Леонид Когтев и маркетолог Дарья Голубева.

— Полки офлайн- и онлайн-магазинов заполонили непонятные средства неизвестных брендов бытовой химии по цене до 100 рублей. Что это за продукты и откуда берутся такие цены? Не опасно ли вообще ими пользоваться?

Алексей Бурмистров (А.Б.): Вы тоже это заметили? Всё дело в резком падении качества продукции бытовой химии. И не только средств для мытья посуды, но и стиральных порошков и гелей, чистящих средств. Причиной стал целый комплекс факторов — практически «идеальный шторм». Назову только самые значимые. Ответственные западные производители, следующие строгим стандартам качества, либо ушли с российского рынка, либо резко повысили цены — это первое. Маркетплейсы стремительно сократили дистанцию между любым производителем и покупателем, драматически понизили порог входа на рынок — вторая причина. В результате реальные и виртуальные полки наших магазинов наводнили дешевые, но некачественные, в лучшем случае неэффективные, а в худшем — вредные для здоровья товары, включая кустарные поделки и контрафакт.

— Звучит пугающе. Что происходит на российском рынке бытовой химии? Складывается ощущение, что там царит полный хаос… Перечислите самые главные проблемы, расскажите, чего нам ждать дальше.

А.Б.: Основная проблема — тот самый низкий порог входа на рынок. Для запуска первой партии продукции начинающему продавцу достаточно 100–200 тысяч руб­лей. Сами производства часто представляют собой обычные гаражи. Но в отличие от IT-индустрии, где «гаражные» стартапы — практически норма и залог успеха, в таком сложном деле, как производство химии, эта ситуация нездоровая и опасная. На таком хаотичном рынке, где нет ни регулирования, ни стандартов качества, расцвела огромная ценовая конкуренция. Главный акцент ставится на снижение себестоимости, а не на качество продукции. Продукты, даже заявленные как эко и био, зачастую оказываются подделками сомнительного состава и воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Леонид Когтев (Л.К.): Вред от использования некачественной бытовой химии для здоровья людей и экологии значительно выше, чем от испорченных продуктов питания. Эти средства накапливаются в воде, почве и воздухе, что приводит к хроническим заболеваниям, аллергиям и другим проблемам со здоровьем.

Дарья Голубева (Д.Г.): В условиях такой конкуренции добросовестным производителям сложно пробиться на рынок со своей продукцией. Культура рынка отсутствует, а многие микропредприниматели работают по принципу «После нас хоть потоп». А по другую сторону магазинной полки мы видим растерявшегося потребителя. Покупателя, ­особенно молодого, никто и нигде не учит делать правильный выбор. Это касается и бытовой химии, и вообще любых продуктов и товаров. Почти никто не знает, как правильно читать составы, как не дать ввести себя в заблуждение, обезопасить от вредных для здоровья продуктов.

— Каким образом, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы? И как сформировать принципиально новую культуру потребления как одного из основных элементов повышения качества жизни населения?

Д.Г.: Необходимо навести порядок на рынке, внедрить стандарты и требования к составам, а также нормативную базу для организации производства. Нужен контроль не только за продукцией, но и за самими производствами. Чтобы закрыть доступ на рынок тем самым «гаражным», несертифицированным производителям, порог входа нужно поднять. Как минимум сделать сертификацию обязательной, и здесь не обойтись без участия государства. Только так можно оздоровить ситуацию в отрасли и донести до потребителей необходимость ответственно подходить к выбору продукции бытовой химии, ориентируясь не только на стоимость, но и на безопасность, экологичность.

А.Б.: Мы активно участвуем в разработке стандартов и нормативной базы. Недавно инициировали создание комитета по качеству бытовой химии и косметики в рамках Всероссийской организации качества. Наша цель — объединить производителей, чтобы совместными усилиями обеспечить потребителя достойной продукцией.

Начинаем, как всегда, с себя. Вся продукция «Экомира» уже прошла экосертификацию. Но компания этим не ограничивается — готовится пройти экосертификацию и само производство. Сейчас компания (одной из первых в отрасли) проходит все необходимые процедуры — от обучения персонала до оптимизации производственных процессов, необходимых для соответствия требованиям международных стандартов ISO 9001 и ISO 14001.

Л.К.: Мы также ­стремимся к максимальной экологичности своей продукции. Наш основной принцип «Природа вместо химии» означает использование натуральных, а не синтетических компонентов. Это не только безопаснее для здоровья, но и эффективнее, что подтверждают независимые тесты. Продукты брендов Molecola, Orion и Olivetti, такие как стиральный порошок, таблетки для посудомоечных машин, пятновыводители и средства для мытья пола, заняли верхние строчки ведущих независимых интернет-рейтингов бытовой химии.

Д.Г.: Для трансляции своих принципов двум главным аудиториям — обществу и индустрии — мы создали движение «ЭкоИдея», концепция которого состоит из простых и понятных вещей. Во-первых, донести до каждого потребителя важность использования экологичной бытовой химии и косметики. Во-вторых, минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде, посредством не только разумного потребления, но и применения в производстве бытовой химии максимально безопасных составов. Мы хотим объединить отечественных производителей бытовой химии и косметики, поддерживая их в стремлении производить продукцию, которая безопасна для природы и здоровья человека. Знакомьтесь и присоединяйтесь к движению «ЭкоИдея» (ecoidea.ru).

Команда компании «Экомир» на интервью с главным редактором РИА «Стандарты и качество» Татьяной Киселевой
Команда компании «Экомир» на интервью с главным редактором РИА «Стандарты и качество» Татьяной Киселевой

— Каким образом на таком стихийном рынке действовать ответственным игрокам, строящим свои планы не на месяц, а на десятилетия?

А.Б.: Ответ отчасти озвучен в вопросе: строить долгосрочную стратегию, предполагая, что хаос вскоре уступит свое законное место порядку. Но, по законам физики, чтобы упорядочить систему, придать ей стабильность и снизить влияние энтропии, нужно потратить большое количество энергии и провести большую работу. Про шаги навстречу самоорганизации рынка мы уже поговорили. Работу по самосовершенствованию мы тоже активно ведем. Ее основа — исследования и инновации.

В этом направлении мы тесно сотрудничаем с ведущими научно-исследовательскими центрами в Японии, европейских странах и других государствах. Коллаборация с японской компанией Nippon Technology позволила разработать сверхэффективное, универсальное (насчитывается как минимум 101 способ его применения) экологичное средство бытовой химии SUPRA. Надежды на новый продукт огромные. Ждем настоящую революцию на рынке. Только представьте: средство, десятикратно превосходящее по эффективности любые существующие аналоги, остается при этом безопасным и экологичным продуктом!

Л.К.: Существует миф, что экохимия менее эффективна, чем синтетическая. Технологам «Экомира», использующим передовые разработки, удалось успешно его развеять. Тесты независимых лабораторий и опыт использования наших продуктов рядовыми российскими потребителями показали, что натуральная бытовая химия ни в чём не уступает традиционным средствам, а часто превосходит их по эффективности.

Мы также проводим собственные исследования. Например, изучаем компоненты биомассы водорослей, растений и грибов — для разработки уникальных составов с высоким очищающим и антибактериальным эффектом. Это позволяет нам создавать на основе этих биокомпонентов продукты, которые не только эффективно устраняют загрязнения, но и обес­печивают безопасность для здоровья и окружающей среды. У нашей компании более 10 патентов в области замены синтетических компонентов природными. И исследования продолжаются.

Д.Г.: Инновации — это не только про составы и свой­ства. Мы применяем новаторский подход к совершенствованию привычных всем продуктов. Приведу яркий пример. Начиная с этого года активно развиваем направление таблетированной продукции. Речь не только о привычных всем таблетках для посудомоечных машин, но и о средствах для стирки, уборки. Идею подсказала эволюция в фармацевтике, где на смену порошкам и микстурам в большинстве случаев пришли такие удобные компактные формы выпуска.

Эти продукты удобнее в использовании, хранении и транспортировке, что важно не только для домашних хозяйств, но также для бизнеса и промышленности. Представьте, какие суммы может сэкономить большая гостиница или крупный завод только на логистике и хранении запаса средств бытовой химии, если закупит ее в таблетках, а не в емкостях с жидкостями.

Леонид Когтев
Леонид Когтев

— Планируете ли вы наращивать цифровизацию проекта, чтобы оптимизировать процессы? Используете ли анализ больших данных, искусственный интеллект?

Д.Г.: Да, автоматизацию и цифровизацию стараемся задействовать в большинстве процессов. К примеру, для поиска новой ниши анализируем данные, которые предоставляют селлерам маркетплейсы. В этих массивах информации есть всё: от емкости рынка в денежном выражении до количества продавцов и динамики изменения числа поисковых запросов, просмотров, заказов. Для анализа этой информации мы используем как самописные программы, так и сторонние сервисы аналитики. На основе полученных цифр и принимаются итоговые решения.

То же самое происходит и с планированием объемов производства, расчетом поставок, логистикой по регионам. Работаем с аналитическими системами и в разрезе продуктового маркетинга. ­Наши парсинговые программы[1] ­постоянно мониторят рейтинги, отзывы и вопросы покупателей о нашем товаре и о товарах других продавцов подобной категории. Изучая запросы покупателей, можно быстро расставить акценты на определенные преимущества нашего продукта, отстраиваться от конкурентов, создавать новые товары на волне спроса и просто снижать нагрузку на техподдержку, добавляя в контент ту техническую информацию, которой часто интересуются покупатели.

Алексей Бурмистров
Алексей Бурмистров

А.Б.: Кстати, в анализе и интерпретации этой информации нам всё чаще помогает искусственный интеллект. Составление черновых описаний товара и генерация технических заданий дизайнерам — вот только малая доля задач, которые решает для нас ИИ. Доверие к нему растет. Так, недавно мы «поручили» нейросети разработать дизайн упаковки нескольких новых продуктов. Результат превзошел все ожидания.

— Видно, что вы увлечены своими идеями. Многие ваши сотрудники разделяют подобный энтузиазм? Как вообще строится кадровая политика «Экомира» и удается ли вам справляться с повсеместным дефицитом квалифицированных кадров?

А.Б.: Обучение сотрудников — важнейшая задача в сложившейся кадровой ситуации, как в отрасли, так и в целом по стране. Переход к массовой подготовке квалифицированных специалистов еще только стартовал — благодаря решениям по поддержке науки и инженерных специальностей, принятых недавно правительством. Но сегодня на рынке по-прежнему наблюдается острый дефицит кадров, особенно технической специализации. Есть либо старые опытные специалисты, либо молодые — совсем неопытные.

В «Экомире» это увидели, осознали и решили проблему с помощью выстраивания любопытной модели трансляции опыта. Во главе угла стоит преемственность поколений. В качестве гуру выступает главный технолог бытовой химии Леонид Когтев. Уникальный специалист, за плечами которого более 20 лет опыта работы в ведущих российских и зарубежных компаниях (среди которых Henkel, BASF (Германия), Chembridge Corp, Amway (США), Chamgreen, LG Chemicals (Корея)), целый ряд успешно запущенных брендов, множество научных разработок и патентов.

Дарья Голубева
Дарья Голубева

Его знания умножают компетенции ведущего технолога по косметике, экоактивистки Валентины Сундуковой и талантливого молодого маркетолога, взявшего на себя разработку составов продуктов, товарных матриц и продвижение брендов компании, Дарьи Голубевой. Обе девушки — яркие представительницы нового, «осознанного» поколения. Неравнодушные, полные энергии, работоспособные, они не стесняются строить и ­воплощать амбициозные планы и ставить перед собой высокие цели, не забывая о повышенной ответственности, открытости ­новым идеям, инновациям и нестандартным решениям.

— Это обнадеживает. По крайней мере, в отношении вашей компании. А какие шаги по нормализации ситуации вы бы предложили рынку бытовой химии в целом?

А.Б.: Необходимо создать действеный контролирующий орган, который будет регулировать рынок бытовой химии от производства до качества конечного продукта. Важно также ввести реестр одобренных производств, который станет для добросовестных компаний своеобразным пропуском на рынок.

Л.К.: Наша цель — привлечь внимание общественности и донести до потребителей необходимость ответственно подходить к выбору бытовой химии, ориентируясь на безопасность и экологичность.

Д.Г.: Мы надеемся, что наши усилия помогут оздоровить рынок и создать условия для развития добросовестных производителей, которые предлагают качественную и безопасную продукцию. Если вы производите бытовую химию, вступайте в наш комитет. Давайте общаться, ставить и достигать общие цели.

— Основная цель стратегии Билла Гейтса заключалась в том, чтобы изменить представление потребителей о своем продукте и заставить их отдать ему предпочтение перед конкурентами. В чём заключается основа стратегии «Экомира»?

А.Б.: Инновации, экологичность, уверенный взгляд в будущее — вот три кита, на которых не только держится, но и строится «Экомир». Но что может сделать одна, пусть даже самая амбициозная и целеустремленная, компания для такой большой и сложной отрасли, как производство новой российской бытовой химии? Как минимум показать пример другим игрокам, объединить единомышленников, неравнодушных и заинтересованных в безопасном для людей и окружающей среды будущем. Мы открыты и готовы к общению и сотрудничеству — ­давайте вместе ставить и достигать ­общие для нас цели.

«ПРИРОДА ВМЕСТО ХИМИИ»

-6

Продукция собственных брендов ­компании «Экомир» — Olivetti, Orion, Supra, Molecola и Lifinity — представляет собой яркое явление в мире бытовой химии, предоставляя потребителям возможность использовать экологичные средства, основанные на природных компонентах вместо синтетических. Исследования биомассы водорослей, растений и грибов, проведенные учеными лаборатории Lifinity, НИОКР-партнера «Экомира», позволили разработать уникальные твердые и жидкие составы, обладающие высокой эффективностью в очищении, абсорбции радионуклидов и тяжелых металлов, а также выраженным антибактериальным эффектом. Патентованные продукты на основе природных компонентов не только эффективно устраняют загрязнения, но и обеспечивают безопасность для здоровья и окружающей среды, защищают от паразитов, инфекций и токсинов.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Геннадий Воронин, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, Президент Всероссийской организации качества (ВОК), главный редактор журнала «Стандарты и качество», действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Именно люди создают качество. Одна из главных причин «неразрешимости» проблемы качества — неуважение к мастерству и профессионализму, результатом чего становится утрата и того и другого. Качество — не просто особая категория, но и социальный институт, продукт совместной интеллектуальной и профессиональной деятельности многих людей. Которые, кроме знаний и навыков, обладают еще многими достоинствами, влияющими на то, что они создают, — волей, нравственными принципами, ценностями, традициями и т. п. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что механическое внедрение даже самых совершенных систем и инструментов позволит решить проблему качества.

Движение за качество должно начинаться с обращения к первопричине — к человеку. Его надо убеждать, просвещать, обучать, чтобы идея качества стала частью его мировоззрения. Таким образом, движение за качество — это в первую очередь новая философия, преобразование нашего мышления и нравственных основ, нашего стиля работы, стиля менеджмента. Совершенно ясно, что это не требует шумных широкомасштабных кампаний, это — повседневная кропотливая работа, требующая внедрения в самую толщу жизни. Надо включать вопросы качества и основы науки о качестве в процессы образования и воспитания молодого поколения, в подготовку инженеров, рабочих, управленцев, педагогов, медиков, в процессы организации производства и обслуживания населения и т. д. Именно этим и занимается Всероссийская организация качества.

Дмитрий Ерзин, врач, кандидат медицинских наук, доцент экологии.

К сожалению, низкий уровень экологических знаний среди нашего населения определяет невысокий уровень потребительской культуры даже у вполне обеспеченных людей. С другой стороны, на формирование общего уровня потребления накладывают отпечаток экономические трудности: россияне покупают то, что дешевле, зачастую в ущерб качеству. Потребительская корзина изобилует продуктами, которые по большому счету не то что употреблять, даже домой приносить нельзя.

Статистика — вещь упрямая, и она неумолимо свидетельствует о том, что в Российской Федерации отмечается неуклонный рост числа аллергических заболеваний, резко увеличилась и помолодела онкологическая патология.

Беседовала Татьяна Киселева, главный редактор РИА «Стандарты и качество»

[1] Программы, которые помогают собирать и систематизировать данные. Информацию можно брать как со своего веб-ресурса, так и с других сайтов. Одним из самых частых применений парсинговых программ является сбор данных с онлайн-­площадок или электронных каталогов для наполнения собственного интернет-­магазина товарами, ценами и описаниями продукции.

***

РИА «Стандарты и качество» #СТандартыиКачество

По вопросам подписки обращайтесь ​по ​тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru/.

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram:
https://t.me/riastk, VK: https://vk.com/be_mag.