Найти в Дзене

Почему самый большой вертолет, установивший 7 мировых рекордов, был снят с производства в СССР

Вертолет-гигант В-12 (также известный как Ми-12) стал завершающим проектом Михаила Леонтьевича Миля, своеобразным итогом его выдающейся карьеры. Но уникальный вертолёт не пошел в серийное производство. Почему эта рекордная машина не обрела широкого применения? В конце 1950-х — начале 1960-х годов, в период холодной войны, Ракетные войска стратегического назначения СССР активно развивали свою инфраструктуру. Ракетные базы строились вдали от населенных пунктов и крупных дорог, что требовало создания специальных транспортных средств для доставки баллистических ракет. Военные решили использовать транспортную связку, осуществляя перевозку самолетом до ближайшего аэродрома, а затем — вертолетом до базы, и для этого требовалась специальная, сверхтяжелая техника. Первые эскизы нового вертолета были разработаны еще в 1959 году. Важно отметить, что военные планировали использовать новую машину не только для транспортировки баллистических ракет. В соответствии с заданием, В-12 должен был вмеща
Оглавление

Вертолет-гигант В-12 (также известный как Ми-12) стал завершающим проектом Михаила Леонтьевича Миля, своеобразным итогом его выдающейся карьеры. Но уникальный вертолёт не пошел в серийное производство. Почему эта рекордная машина не обрела широкого применения?

В конце 1950-х — начале 1960-х годов, в период холодной войны, Ракетные войска стратегического назначения СССР активно развивали свою инфраструктуру. Ракетные базы строились вдали от населенных пунктов и крупных дорог, что требовало создания специальных транспортных средств для доставки баллистических ракет. Военные решили использовать транспортную связку, осуществляя перевозку самолетом до ближайшего аэродрома, а затем — вертолетом до базы, и для этого требовалась специальная, сверхтяжелая техника.

Создание уникального вертолёта

Первые эскизы нового вертолета были разработаны еще в 1959 году.

Важно отметить, что военные планировали использовать новую машину не только для транспортировки баллистических ракет. В соответствии с заданием, В-12 должен был вмещать различную крупногабаритную технику, такую как самоходные артиллерийские установки, батареи и танки. Параметры грузового отсека вертолета должны были максимально совпадать с аналогичными характеристиками самолета Ан-22.

Вертолет удивлял своими характеристиками: размах крыльев составлял 37 метров, диаметр винтов — 35 метров, суммарная мощность двигателей достигала 26 000 л.с., а общая взлетная масса — 105 тонн. Грузовой отсек имел высоту и ширину 4,5 метра и длину 28 метров, что позволяло помещать два городских автобуса. Экипаж, состоящий из 6-10 человек, размещался в двухэтажной кабине.

В апреле 1965 года было принято решение о строительстве первого опытного вертолета В-12, и вскоре началась подготовка к производству первой партии. К началу лета 1967 года опытный образец был готов к испытаниям.

К сожалению, первый подъем завершился аварией. 27 июня В-12 поднялся на высоту 10 метров, после чего в системе управления возникли неизвестные ранее автоколебания, что вынудило пилота совершить аварийную посадку, в результате которой было повреждено одно шасси. Причину происшествия удалось довольно быстро установить, и примерно за год техническое решение было внедрено. Эта ситуация произвела сильное впечатление на Михаила Миля, так как это был первый случай, когда его разработка не смогла взлететь с первой попытки.

-2

Спустя год, 10 июля 1968 года, В-12 успешно осуществил свой первый полет. С этого момента вертолет ожидали многочисленные триумфы. В 1969 году на машине было установлено семь мировых рекордов, включая подъем груза весом 40,2 тонны на высоту 2250 метров, этот рекорд до сих пор остается непобитым. В 1971 году, уже после смерти Михаила Миля, вертолет своим ходом добрался до авиасалона в Ле Бурже во Франции, где к этому необычному аппарату выстраивались километровые очереди.

Отказ от серийного производства

Однако дальнейшая судьба В-12 оказалась не такой, как ожидалось. К тому времени, когда он успешно прошел все испытания, военные уже не нуждались в нем, поскольку его возможности оказались избыточными. В мировой политике настало очередное «потепление», а стратегия ракетных войск изменилась.

-3

С развитием высокоточных спутников секретное расположение баз потеряло свою актуальность, и ряд ракет, для которых разрабатывался В-12, не дошли до серийного производства. Некоторые задачи были решены с помощью более экономичного вертолета Ми-26. Так завершилась история русского величественного вертолета В-12. На сегодняшний день, два образца находятся в музее ВВС в Монино и на территории Национального центра вертолетостроения.

Спасибо, дорогой читатель, что прочитал данную статью до конца. Как ты считаешь, был бы востребован этот вертолёт в наши дни? Делись своим мнением в комментариях. 

История полна разных тайн, загадок и теорий. Давай вместе попробуем в них разобраться. Подпишись на канал,чтобы не пропустить новые, интересные темы.