Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Эвакуация» с юга: как вернуться из отпуска с черноморского побережья и не разориться

Возвращение с черноморского побережья для туристов, которые сразу не купили обратный билет, превратилось в проблему: на многих направлениях билеты по адекватным ценам исчезли, зато в продаже остались предложения по 87 тысяч рублей за место. Анна Скудаева Пользователи соцсетей с начала августа жалуются на проблемы с покупкой железнодорожных билетов при возвращении с юга. «Из Адлера в Москву выбраться — большая проблема: ни в купе, ни в плацкарт на конец августа билетов вообще нет», — жалуются пассажиры. «Вот уже несколько дней „дежурим“ в поисках билетов домой — нормальных предложений нет. Цены словно взбесились. Скажите, ну кто сможет себе позволить купить билет на поезд за 86 тысяч рублей?» — недоумевают отпускники. Удивившись названным цифрам, журналисты «НИ» решили проверить цены и доступность билетов для путешественников, возвращающихся домой с южных курортов. На последние дни августа, когда большинство семей с детьми школьного возраста спешат в родные города, чтобы успеть подготов
Оглавление

Возвращение с черноморского побережья для туристов, которые сразу не купили обратный билет, превратилось в проблему: на многих направлениях билеты по адекватным ценам исчезли, зато в продаже остались предложения по 87 тысяч рублей за место.

Пассажиры поездов столкнулись с беспрецедентным дефицитом билетов в южном направлении. Источник: 1MI
Пассажиры поездов столкнулись с беспрецедентным дефицитом билетов в южном направлении. Источник: 1MI

Анна Скудаева

Полцарства за билет!

Пользователи соцсетей с начала августа жалуются на проблемы с покупкой железнодорожных билетов при возвращении с юга.

«Из Адлера в Москву выбраться — большая проблема: ни в купе, ни в плацкарт на конец августа билетов вообще нет», — жалуются пассажиры.
«Вот уже несколько дней „дежурим“ в поисках билетов домой — нормальных предложений нет. Цены словно взбесились. Скажите, ну кто сможет себе позволить купить билет на поезд за 86 тысяч рублей?» — недоумевают отпускники.

Удивившись названным цифрам, журналисты «НИ» решили проверить цены и доступность билетов для путешественников, возвращающихся домой с южных курортов.

На последние дни августа, когда большинство семей с детьми школьного возраста спешат в родные города, чтобы успеть подготовиться к учебному году, железнодорожных билетов на сайтах транспортных компаний действительно практически не осталось.

Купить билет на поезд по адекватной цене оказалось проблематично Фото: 1MI. Источник: 1MI
Купить билет на поезд по адекватной цене оказалось проблематично Фото: 1MI. Источник: 1MI

Так, несмотря на обилие поездов, на 30 августа билеты в направлении Адлер — Москва уже сегодня отсутствуют. При выборе нужной даты путешественники видят, что плацкарт теоретически можно было бы купить по цене от 3241 рубля, купе — от 3600 рублей, но всюду горит табличка «мест нет».

В предложениях обнаружился лишь один плацкартный билет на поезд 084Э по цене 6840 рублей. Ни купе по 8500 за место, ни СВ по 25-33 тысячи не осталось. Если человек путешествует не один, а с семьей, то шанса воспользоваться предложением у него вовсе нет.

Единственным доступным для брони вариантом на нужную дату при проверке «НИ» оказался раздельный билет из Адлера по удивительной цене — 86 920 рублей за поездку на двух поездах с пересадкой в Ростове-на-Дону.

При этом первые 12 часов пути пассажирам предлагалось ехать на верхнем месте в плацкарте за 2084 рубля, а оставшиеся до Москвы 16 часов — в фирменном поезде ФПК 019С «Премиум» (бывший «Тихий Дон») за 84 836 рублей.

Реалии дня: билет в поезд на российский юг за 86 тысяч рублей Фото: 1MI. Источник: 1MI
Реалии дня: билет в поезд на российский юг за 86 тысяч рублей Фото: 1MI. Источник: 1MI

Откуда такие цены?

Как следует из описания услуги, на самом деле стоимость одного билета класса люкс для пассажира составляет не 84 836, а от 42 418 рублей.

Однако условия продаж таковы, что приобрести за такие деньги отдельный билет нельзя, продается только все купе целиком. Оплачивать в любом случае придется оба места.

Взамен перевозчик обещает окружить путешественника особым комфортом — предоставить апартаменты с индивидуальным кондиционером, пледом и набором свежих газет.

«Питание 2 раза за поездку. В купе есть душ, биотуалет, пресса, набор путешественника (влажные салфетки, расческа и т. п.). В вагоне разрешено бесплатно провозить мелких домашних животных. Крупных собак провозить запрещено», — говорится в описании.
За среднюю месячную зарплату россиянин может позволить себе прокатиться 16 часов в купе с двухразовым питанием и душем. Фото: 1MI
За среднюю месячную зарплату россиянин может позволить себе прокатиться 16 часов в купе с двухразовым питанием и душем. Фото: 1MI

На момент изучения сайта на дату 30 августа в наличии имелось 12 таких мест в двух вагонах класса люкс.

В отличие от дефицитных купе и плацкарта, на приобретение таких дорогих билетов большого количества претендентов не нашлось.

По данным Росстата, по итогам мая текущего года средняя начисленная зарплата в стране составила 86 384 рубля.

Очевидно, что отдать свой 30-дневный доход и даже больше за 16 часов пути в вагоне люкс сможет далеко не каждый. В результате возникшего дефицита и создавшегося ценового дисбаланса многие люди оказались заблокированы в курортных городах черноморского побережья.

Любоваться пейзажем из окна движущегося поезда в России в последние дни стало очень дорогим развлечением. Фото: изображение Midjourney
Любоваться пейзажем из окна движущегося поезда в России в последние дни стало очень дорогим развлечением. Фото: изображение Midjourney

Цены на единственно доступные билеты с юга по 80-90 тысяч рублей настолько возмутили россиян, что они стали массово обращаться с жалобами в СМИ и даже в транспортную прокуратуру.

После этого надзорное ведомство начало проверку. А перевозчики поспешили заверить, что человеческий фактор и чья-то жажда наживы тут якобы ни при чем.

«Варианты при запросе подбираются автоматически из того, что вообще имеется в продаже. А пассажир может самостоятельно выбрать из всего набора вариантов», — пояснили в Федеральной пассажирской компании.

Куда исчезли нормальные билеты?

Проблема с железнодорожными билетами на российские курорты существовала всегда, но в последние два года она особенно обострилась из-за закрытия южных аэропортов.

Из-за нехватки мест туристы начали пересаживаться на рейсовые автобусы, дорога от Москвы на которых не в самых комфортных условиях занимает 20–25 часов.

Закрытие южных аэропортов после начала СВО и отмена авиасообщения сделала поездки на юг менее доступными. Фото: 1MI
Закрытие южных аэропортов после начала СВО и отмена авиасообщения сделала поездки на юг менее доступными. Фото: 1MI

Накануне отпускного сезона компания «РЖД» официально сообщала, что этим летом добавит к 53 постоянным парам поездов на юг России 82 сезонных, что позволит выполнить 30 тысяч рейсов дополнительно и перевезти на отдых более 11 млн пассажиров.

«Новые поезда планируют отправить на курорты Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод. По задумке перевозчика, это позволит пассажирам легче добраться в Сочи, Анапу, Новороссийск и Кисловодск», — обещали в РЖД.

Перевозчик планировал нарастить к концу мая подвижной состав на этом направлении до 12 тысяч вагонов, а к августовскому пику сезона — до 14,8 тысячи.

Однако спрос уже в середине сезона существенно превзошел ожидания. Как уточнили в пресс-службе РЖД, с мая по сентябрь ФПК запустила в продажу порядка 14,4 миллиона мест, что на 344 тысячи больше, чем в 2023 году (+2,4%).

Попасть на поезд в эпоху тотального дефицита железнодорожных билетов могут далеко не все. Фото: изображение Midjourney
Попасть на поезд в эпоху тотального дефицита железнодорожных билетов могут далеко не все. Фото: изображение Midjourney
«Только в сообщении с Анапой количество мест составляет 3,3 миллиона, это на 147 тысяч превышает прошлогодний уровень. В курортный сезон пассажирам предложено 17 миллионов билетов в сообщении с черноморским побережьем», — рассказали в компании.

Перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» с мая по сентябрь предложил еще 2,6 миллиона мест (+3%).

Однако и этого пассажирам не хватило.

«Наблюдается беспрецедентный спрос»

Дефицит билетов перевозчики объясняют резким всплеском пассажиропотока на юг страны.

«Спрос на южное направление беспрецедентно высокий. С мая по июль текущего года ФПК уже перевезла более 6,3 миллиона пассажиров (+3,9% к 2023 г.), ГСЭ — 1,7 миллиона (+15%)», — заявили в РЖД.
Дефицит железнодорожных билетов толкает людей на автовокзалы, но не каждый готов ехать сидя целые сутки в автобусе. Фото: 1MI
Дефицит железнодорожных билетов толкает людей на автовокзалы, но не каждый готов ехать сидя целые сутки в автобусе. Фото: 1MI

При этом показатели перевозок текущего месяца оказались также существенно выше прошлогодних.

«За первую неделю августа поездами ФПК в сообщении с югом России перевезено более 600 тысяч пассажиров (+0,3% к 2023 г.), ГСЭ — 159 тысяч пассажиров (+5%)», — подсчитали в РЖД.

Вместо запланированных 30 тысяч рейсов в сообщении с курортами юга России РЖД назначило увеличенное число поездов с максимально возможным количеством вагонов — 164 пары (включая поезда ГСЭ). Планируется, что за летний сезон они сделают более 36 тысяч рейсов.

Переплатить в 20 раз

Несмотря на все принимаемые меры, ажиотажный спрос на железнодорожные билеты с юга и на юг сохраняется. При этом возмущение пассажиров об оставленных им «доступных» билетах по 80-90 тысяч рублей продолжает нарастать.

Люди недоумевают, почему в разгар ажиотажа нельзя пустить дополнительные поезда и прицепные вагоны, чтобы граждане могли спокойно вернуться домой и не разориться.

Некоторые предполагают, что часть пассажирских поездов в последние дни перекинули на Курск после обострения ситуации в приграничье. И это отчасти подтверждается сообщениями РЖД.

Не каждый пассажир готов заплатить 86 тысяч рублей за 16 часов в фирменном поезде. Фото: newizv.ru
Не каждый пассажир готов заплатить 86 тысяч рублей за 16 часов в фирменном поезде. Фото: newizv.ru
«Учитывая высокий спрос, рекомендуем планировать свои поездки заранее, покупать билеты в момент открытия продажи на дату отправления поезда», — посоветовали в РЖД.
«А что делать тем, кто уже на юге? Почему мы из своего кармана должны оплачивать аппетиты монополистов и покупать билеты уже не вдвое-втрое, а в 20 раз дороже обычного?» — возмущаются заблокированные в Анапе и Адлере граждане.

Если прямых билетов не осталось, в РЖД пассажирам рекомендуют искать не только прямые пути, но и поездки с пересадками, в том числе внутри поезда.

Такой сервис, как ранее писали «НИ», заработал в конце прошлого месяца, и за первую же неделю путешественники с его помощью оформили около 300 билетов. Бегать по вагонам с чемоданом не очень удобно. Но когда билетов нет — выбирать не приходится.

«Формирование составных маршрутов происходит автоматически из всех доступных в системе вариантов. Пассажир может самостоятельно выбрать наиболее предпочтительные для себя опции, ориентируясь на стоимость и условия проезда», — отметили в пресс-службе РЖД.
Путешествие в поезде для части россиян становится непозволительной роскошью. Фото: 1MI
Путешествие в поезде для части россиян становится непозволительной роскошью. Фото: 1MI

Как выбраться с юга, если мест в поезде нет?

«НИ» собрали советы представителей транспортных компаний и бывалых путешественников.

  1. Если прямых билетов на поезд нет, можно поискать билеты с пересадками, в том числе мультимодальными: часть пути преодолеть на рейсовом автобусе или такси. С учетом разницы в стоимости билетов между плацкартом, СВ и люксом такой вариант может оказаться вполне привлекательным.
  2. На сайте бронирования билетов можно оставить заявку в сервис «Лист ожидания», который позволяет отслеживать появление билетов на уже «распроданный» поезд. По подсчетам РЖД, с момента запуска этого сервиса 28 июня дефицитные билеты смогли получить более 67 тысяч пассажиров, в том числе 19 тысяч — за первые 8 дней августа.
  3. На некоторых сайтах бронирования есть сходная функция «Заказать уведомления» и «Поймать билет», облегчающая задачу путешественников.
  4. Финальный совет — универсальный: при планировании поездок билеты желательно сразу брать туда и обратно, чтобы избежать лишних трат и волнений.

Пляжи забиты, но билетов нет до августа: турсезон в Крыму и на Кавказе бьет рекорды

Читайте также:

РЖД предлагает новый сервис: пересадки внутри поезда. Пассажирам придется побегать

Пассажиры поездов смогут вернуть билеты в Дагестан без удержания сборов

Из Москвы на электричке на выходные: гид по направлениям и ценам

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-08-13/evakuatsiya-s-yuga-kak-vernutsya-iz-otpuska-s-chernomorskogo-poberezhya-i-ne-razoritsya-432547