Найти тему
Ангелина Русь

Как работает треугольник Карпмана? Пример из фильма «Покровские ворота»

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Всем привет! Сегодня на примере Маргариты Павловны, Льва Евгеньевича и Саввы Игнатьевича мы разберем, как работает драматический треугольник Карпмана, в котором как правило три роли: жертва, преследователь и спасатель.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

1. Каждый из героев может менять свою роль, например жертва стать преследователем, а преследователь жертвой.

Жертва(Лев) страдает и мучается, обвиняя в своих бедах всех вокруг, чтобы не брать никакой ответственности за свою жизнь. Ведь так намного удобнее и легче.

Преследователь(Маргарита) бежит за жертвой, указывая ей как нужно жить, что делать, и что выбирать. Тотальный, вездесущий контроль, создает выученную беспомощность у жертвы, которая уже не может жить без своего преследователя. Таким образом она чувствует себя нужной и менее одинокой.

Спасатель(Сава) вечно спасает жертву и учит её жизни, вновь спасает и вновь учит.

Каждая роль имеет вторичные выгоды, поэтому так трудно отказаться от подобных созависимых отношений. Подобная система весьма живуча, так как держится на негативных эмоциях к которым привыкаешь: гнев, раздражение, недовольство, стыд. От таких эмоциональных качелей трудно отказаться. Каждый участник не может жить без другого. И данный порочный круг разорвать очень сложно.

Здесь Лев из жертвы превращается в преследователя👇🏼

Лев: «Я тоже очень рад видеть вас Аркадий. Не скрою, мне больно вспомнить, что вы участвовали в насилии».

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

2. Хоботов не так прост, как кажется...

Очень часто Марго и Лев менялись ролями. Сам лев нередко запрыгивал в роль преследователя. Вспомните эпизод, когда пришли орловичи. Лев тут же, именно в этот момент пригласил Людочку, прекрасно зная, что марго и так вся на нервах, ведь она должна произвести впечатление идеальной во всех отношениях женщины. Спрашивается: зачем ты пригласил людочку? Ты ведь знаешь прекрасно, что за этим последует скандал?!А чтобы показать, свою власть, и выразить свой гнев. И получить те самые чувства, к которым он так привык.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

То есть здесь он был преследователем, и получив нужную реакцию марго, удовлетворился этим, и запрыгнул в жертву. И такие отношения его полностью устраивали. Он неосознанно провоцирует Маргариту на подобное поведение.

Вспомните момент, когда сава пытался встрять в разговор и защитить льва. Хоботов его тут же заткнул: «сава молчи». Так как это защита мешала ему играть роль жертвы, и получать нужные его психике плюшки.

2. Рекомендации

Чтобы выйти из подобного треугольника, нужно хотя бы на мгновение проснуться, и осознать себя в этой токсичной игре, спросить себя: что происходит? Зачем я вновь и вновь создаю эти отношения? Что они мне дают? И чего лишают? Смогу ли я отказаться от вторичных выгод? И если вы согласитесь на новую жизнь, ситуация начнет меняться.

3. Вторичные выгоды...

Сава с удовольствием играет в эту игру, так как его гложит страх. Он боится остаться наедине с марго, он не знает, какими будут их отношения, если в них не будет льва. Он боится потерять ту самую свободу, которая у него есть за счет хоботова. Ведь если льва не будет, всё внимание, контроль и заботу марго направит на него. Сава как-будто за него прячется, боясь того самого единения, вроде как с любимой женщиной🤔. То есть хоботов для савы, как некий отвлекающий маневр, как полезный инструмент, спасающий его личное пространство.

Маргарита Павловна в свою очередь тоже не отпускает льва, так как хоботов удовлетворял её интеллектуально, но не физически. (Это общие темы для разговоров, общие друзья из интиллигентного их круга, с которыми есть о чем поговорить). Я вам неоднократно говорила, что такие мягкие мужчины, как хоботов, не могут регулярно выполнять супружеский долг, да и никакого влечения к матери быть не может. Ведь марго уже давно не любовница, а мама. А Маргарита еще молодая женщина мужских энергий, которой не хватало полноценных интимных отношений.

И Сава, как раз, удовлетворяет марго физически, но не интеллектуально. Сава простой работяга, и тонкие материи ему неподвластны. А тут сразу двое мужчин, которые выгодно дополняли друг друга.

У Марго, к сожалению, не получилось взять и то, и другое.

Фоном идет большое разочарование, что столько сил и времени она вложила в хоботова, а он мало того что не оценил, так еще и воспринял это как самый опасный вред в его жизни.

Связь со мной 👉 телеграм