Найти тему
Шваркнутый пёс

ИСПЫТАНИЕ СУДЬБОЙ

Оглавление

Шваркнутый пёс

Психологический роман

Опубликовано 2022

© 2022 Владимир В. Шаповалов

редактор | Р.В. Антонюк

обложка, иллюстрации | Вячеслав Надоля

компьютерная вёрстка | Томми Тюнхейм (Tommy Thunheim)

ISBN | 978-9975-3538-4-7

ИСПЫТАНИЕ СУДЬБОЙ

(О романе Владимира Шаповалова «Шваркнутый пёс»)

Когда человек находится на склоне лет у него нередко возникает желание вернутся в прошлое, порой даже одолевает своего рода писательский зуд. Как минимум он чувствует потребность поделиться своими воспоминаниями словесно, сделать их достоянием других людей, но далеко не каждому дано облечь их в художественном слове и тем более поднять их до уровня общественного интереса. И сколь бы ни яркой была жизнь человеческая, как правило эти творческие потуги обречены на неудачу. Ибо для этого необходим талант, интеллект, глубина мысли, недюжинное трудолюбие и другие слагаемые.

Писательский труд, наверное, самая демократическая сфера деятельности, приложения сил человеческих. Для писателя неважны степени в социальной вертикали, место рождения и среда обитания при этом также вторичны. Уильям Фолкнер всю жизнь провёл в американской глубинке, и тем не менее, стал писателем с мировым именем.

В писательской среде бытует крылатое выражение. «Каждый писатель в своей жизни пишет одну единственную книгу». Это видимо следует понимать, что любой значительный автор в литературном процессе опирается на свой уникальный жизненный опыт, творческий багаж и только ему присущий писательский метод, своего рода почерк, по которому узнаются все его произведения.

Роман Владимира Шаповалова «Шваркнутый пёс» появился не вдруг не сразу и увидел свет аккурат к 68-летию со дня рождения автора. За спиной у Владимира Васильевича, члена Союза журналистов СССР многолетняя плодотворная работа в районных областных, республиканских изданиях, уникальна география его трудовой деятельности в различных сферах, богатая жизненными коллизиями.

Они в конечном счёте, и стали катализатором для серьёзной писательской деятельности.

Роман стал итогом пятилетнего труда, плодом мучительных раздумий и бессонных ночей. Мне хорошо памятно начало этой работы. Как-то раз, несколько лет назад, Володя попросил меня ознакомиться с первым вариантом романа, что я и сделал. На мой взгляд он был достаточно хорош. Но автору, как говорится виднее. Он не удовлетворился достигнутым результатом и в процессе совместного обсуждения переписал его практически заново, сменив в том числе и название.

-2
-3

Роман Владимира Шаповалова практически на сто процентов автобиографичен, но при этом автор вовсе не стремится написать, что-то вроде эпопеи собственной жизни. В произведение вошёл огромный жизненный пласт строго подчинённый основной идее. Она стара как мир – классический конфликт отцов и детей. Суть его заключена уже в прологе произведения:

«Лежащий на старой, продавленной кровати, отец выглядит растерянным на грани крайней черты. Заросший, испуганный он напоминает шваркнутого пса, да, именно шваркнутого. Сын, не роняя слов, властно разбросав ноги, стоит, воплощая монумент бессердечия. Презренно глядит в лицо отца, не имея ни жалости, ни сочувствия. Сердце сына молчит, словно мозг палача. «Завари мне чаю», – просьбой отзывается отец. Двадцатилетний отпрыск глядит на него, будто на дьявола. Хотя сам в этот момент есть воплощение демона. Опалённый бездушным, холодным взглядом своего отпрыска, отец отворачивает голову к стене, пряча наполняющиеся слезами глаза. Не знал в тот момент Фёдор, что видит отца живым в последний раз.

По объёму пролог не велик – менее трети страницы, но содержание его буквально ошеломляет. Написан он с необычайно большой художественной силой. Под стать ему и название романа - «Шваркнутый пёс…» Что это? Некий аллегорический символ? Затравка к душещипательному триллеру? Относится ли оно к отцу, или сыну, а может быть в равной степени, к обоим – об этом читателю приходится только догадываться, вплоть до интригующей развязки в конце произведения.

Эстетический шок в зачине, впрочем, вскоре проходит и повествование переходит в достаточно спокойно русло, если бы не одно, но… мысль автора предельно напряжена и заострена. Она в равной степени беспощадна как к отцу, так и к сыну и другим персонажам. А в большей степени, наверное, к самому автору. Сила его в жизненной правде в полной «обнажённой» мысли и чувства, где малейшая фальшь способна нивелировать задуманное.

Присущий роману тонкий психологизм, возникающие в процессе повествования причинно-следственные связи органично вовлекают в свою орбиту и буквально захватывают читателя.

Говорят, личность человека формируется в раннем детстве. Так или иначе автор исподволь, последовательно развивает эту мысль. В романе словно в калейдоскопе мелькают картины детства героя: жестокость отца, невидимые миру слёзы матери, гибель сверстника под колёсами автомашины оставившие рубцы на сердце и в памяти юного Феди. В каждом, порой малозначительном эпизоде автор ищет мотивы поступков своих героев и себя самого.

Далее годы возмужания: учёбы, первая любовь, армия, работа на просторах совка, полёты во сне и наяву и вновь возвращения к истокам самосознания. В то же время они не превращают содержание в бесформенный поток сюжетов. В своём произведении Шаповалов создал целую галерею образов: симпатичных и не очень, но хорошо знакомых нам как по советскому прошлому, так и по сегодняшним жизненным реалиям. Порой повествование балансирует на грани чернухи, но не переходит границы.

Любителей изящной словесности вероятно покоробят встречающиеся то здесь, то там речевые особенности отдельных персонажей – просторечия, вульгаризмы. Однако из удельного веса в общем повествовании не велик. Более того, он уместен, если мы не хотим получить на выходе выхолощенный, лишённый жизни рафинированный литературный продукт.

Роман богат описаниями природы и здесь Шаповалов проявляет себя как подлинный мастер художественного слова. Яркие и немногословные они словно бисером рассыпаны по страницам книги. Подобно живописцу он наносит их на литературное полотно яркими, уверенными, точными, художественными мазками. Удивительно, но факт, обилие этих описаний не загромождает повествование, напротив, способствует раскрытию внутреннего мира автора и его героев.

Роман Шаповалова, как это ни странно может показаться в миниатюре напоминает обширную серию произведений из цикла «РУГОН И МАКАРЫ» известного французского писателя Эмиля Золя – вождя и теоретика так называемого натуралистического движения. Почти на генетическом уровне этот мастер пера отслеживает переплетающиеся друг с другом судьбы своих персонажей, представителей родов Ругонов и Макаров.

Повествование Владимира Шаповалова развивается как бы на нескольких уровнях. Подсознание автора органично вплетается в неспешно развивающийся сюжет. Уходит в философские и психологические глубины и вновь выходит на поверхность, окунаясь в реалии бытия.

Развязка романа наступает в последней его главе. Образ отца Фёдора, отмеченный до того штрихами и поданный отстранённо, выходит на первый план. В центре этой главы трагическая, изломанная жизнь подростка, угнанного в рабочие лагеря фашистской Германии. Содержание главы как бы предлагает читателю вернуться к прочитанному и переосмыслить его.

Финал романа внешне малоутешителен. Одинокий, сломленный, немощный старик встречает в конце своего жизненного пути девочку и слышит от неё слова сочувствия.

Тема покаяния, милосердия, надежды в концовке произведения звучит жизнеутверждающе, пробуждает в читателе светлое чувство веры в гуманистические идеалы человечества.

- Владимир Перстнёв, член Союза писателей Приднестровья, https://shapovalov.info/

https://shapovalov.info/
https://shapovalov.info/