Для меня этот мультфильм всегда был просто детский мультик. Немного занудный вначале, страшный в середине и веселый, из-за медвежонка, в конце. Пока я не услышал мнение одного киноведа, который утверждал, что это «бесовской мультфильм», вредный для детей, ужасный, богопротивный и т.д. В интернете также полно объяснений мульта со всех, вроде как, сторон.
Пришлось пересмотреть мультфильм, но уже с точки зрения своего взрослого опыта и разъясненных символов.
Ёжик идёт к другу. Его начинает преследовать Сова (образ смерти). Ёжик подходит к колодцу, но обходит его. Колодец часто в русских сказках и верований это переход в иной мир ("Иваново детство", "Варвара-краса, длинная коса") и после этого Ёжик заходит в туман. Значит с ним что-то случилось, и он
постепенно погружается, допустим, в кому. При этом крепко держа узелок,
единственный предмет, связанный с реальным миром. Ёжик видит смерть – Сову; бесов - летучих мышей, Лошадь - ангела. Периодически слышит зов Медвежонка - как больные, бывшие в коме или в клинической смерти, слышат родственников. Оставляет узелок на секунду, чтобы осмотреть огромное дерево (вроде дуб) - славянский символ рода (ну и у Нави в "Аватаре"). Дальше Ёжик, без узелка, должен был пройти сквозь расщелину дуба и навсегда покинуть реальный мир. Но Ёжик не проходит и вспоминает об узелке, и яростно начинает искать его. Мечется, включает последние душевные силы в виде светлячка, но светлячок улетает – символ ослабления Ёжика. И тут начинаются кошмарные ведения: совы, мышей и т.д. Ёжик падает и неожиданно появляется собака - образ друга (или врача-реаниматолога?), который возвращает ему узелок. Ёжик хватает узелок и выпадает из того, потустороннего, мира в реку. Река – также символ перехода, граница между мирами. Но Ёжик не тонет, а кто-то его подхватывает и отвозит на себе в реальный мир. Рыба – это символ Спасителя.
Сидящий около костра Ёжик похож на человека, пережившего очень сильный
эмоциональный стресс или прикоснувшегося к тому миру.
Может быть это история воскрешения Лазаря, к которой неоднократно обращался Ф.М. Достоевский? Конечно, в 70-х годах прошлого столетия советский режиссёр не мог напрямую это сказать и показать. Но очень похоже. Сейчас для меня, взрослого, эта история имеет именно такой смысл. И всё же, по-прежнему, добро побеждает зло.