Официальная статистика свидетельствует, что в 1-м полугодии 2024 г. доля отечественных товаров на внутреннем рынке опустилась до минимального значения за последние почти 20 лет. Учитывая, что платежеспособный спрос в текущем году растет, изменениям на потребительском рынке удивляться не стоит.
Тренд не в нашу пользу
По данным Белстата, доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в 1-м полугодии 2024 г. составила 57,9%. При этом доля отечественных продовольственных товаров в розничных продажах сложилась на уровне 76,9%, доля непродовольственных – 38,2%.
Год назад все упомянутые три показателя, характеризующие удельный вес отечественных товаров в розничном товарообороте, были выше. Так, в первой половине 2023 г. доля всех отечественных товаров в розничной торговле составляла 60,9%, в т.ч. продовольственных – 77,7%, непродовольственных – 41,8%.
Однако обращает на себя внимание даже не сравнение с прошлым годом, а динамика за последнее 20-летие. Фактически доля белорусских товаров в розничном товарообороте опустилась в первой половине 2024 г. до исторического минимума с 2005 г.
Тогда, почти 20 лет назад, белорусские товары доминировали в ретейле. По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли, которые основаны на официальной статистике, в 2005 г. доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте составляла 80,4%, в т.ч. в продовольственном сегменте – 86,9%, в непродовольственном – 70,8%. С тех пор эти показатели каждую (!) пятилетку снижались.
В результате в 2020 г. удельный вес отечественных товаров в рознице опустился до 59,8% (продовольственных – до 77,1%, непродовольственных – до 40,9%).
В 2021–2023 гг. эти цифры существенно не менялись, а вот в 1-м полугодии текущего года произошел очередной сдвиг. Доля белорусских товаров в ретейле вновь заметно снизилась до упомянутых исторически минимальных значений.
Почему это произошло? Официальная статистика свидетельствует, что снижение доли отечественных товаров до 57,9% в 1-м полугодии 2024 г. с 60,9% за аналогичный период прошлого года стало в основном следствием изменений в сегменте непродовольственных товаров. Так, если в продовольственном сегменте доля отечественной продукции опустилась с 77,7% до 76,9%, то в непродовольственном – удельный вес белорусских товаров снизился с 41,8% до 38,2%.
Произошло это среди прочего потому, что в розничном товарообороте сократилась доля отечественных холодильников и морозильников, чулочно-носочных изделий, обуви, трикотажной одежды, а также фармацевтических товаров.
По каким причинам в этом году доля импорта заметно выросла? Одна из основных – возможностей у населения покупать привозную, как правило, более дорогую продукцию в 2024-м стало больше.
Динамика доходов меняет привычки
На днях Белстат опубликовал свежую информацию (актуальную на май 2024 г.) о распределении работников (в выборке – почти 2,4 млн физических лиц) по уровню начисленной зарплаты. Оказалось, что 1,5 млн работников (или более 60% от общего количества, учитываемых официальной статистикой) в мае этого года имели начисленную зарплату до 2 тыс. руб., т.е. она у них была ниже средней.
Эта категория людей с учетом относительно низких доходов склонна экономить и, соответственно, выбирать товары отечественного производства, которые во многих случаях дешевле импортных.
Кстати, исследования Nielsen и собственные оценки белорусской розницы в 2023 г. указывали на то, что более 70% покупателей предпочитали экономить. Эта цифра в целом коррелирует с данными о количестве работников, которые имеют начисленную зарплату ниже средней.
Поэтому логично, что для этой категории потребителей торговые сети в последние годы открывали магазины более низкого ценового сегмента (дискаунтеры). В частности, в 2021–2024 гг. доля торговой площади, занимаемой дискаунтерами, увеличилась с 18% до 26% в крупнейшей розничной сети Беларуси, принадлежащей компании «Евроторг». Правда, сейчас ретейлер сообщает, что «период ускоренного развития дискаунтеров завершился».
Современная история Беларуси говорит о том, что в периоды роста доходов населения платежеспособный спрос увеличивается и привычки людей меняются, причем не в пользу дискаунтеров. Склонность населения экономить в таких условиях снижается, увеличивается потребительский спрос на более дорогие товары, многие из которых импортные.
Подтверждает этот вывод тот факт, что в тех товарных категориях, где выросла доля импорта, в 1-м полугодии 2024 г. наблюдались двузначные темпы роста продаж. Так, в январе-июне продажи холодильников и морозильников (в физическом выражении) увеличились на 19,9%, строительных материалов – на 15,9%, трикотажной одежды – на 63,8%, чулочно-носочных изделий – на 63,1%.
В целом темпы увеличения розничного товарооборота (рост на 11,5% в январе-июне) являются максимальными за последние годы.
Анализ, проведенный белорусским Сбер Банком, свидетельствует, что высокие темпы роста внутренней торговли обусловлены главным образом двумя факторами – увеличением реальных доходов населения и серьезным ростом потребительского кредитования.
Согласно последним данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы увеличились в январе-мае на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А по информации Национального банка, которая доступна уже за полугодие, портфель потребительских кредитов коммерческих банков за январь-июнь 2024 г. вырос более чем на 17% и превысил 8 млрд руб. Оба эти фактора, очевидно, подогревают розничные продажи в целом и спрос на импортные товары в частности.
В последние годы в Беларуси рассматривались разные варианты стимулирования продаж отечественных товаров на внутреннем рынке. В 2022 г. предлагался административный путь – был опубликован законопроект, который предусматривал, что для торговых организаций будут доводить задания по минимальной доле продаж отдельных отечественных продовольственных и непродовольственных товаров. Тогда представители торговых сетей в частных беседах удивлялись, как они могут понудить клиентов покупать больше белорусской продукции.
В результате был выбран финансовый путь стимулирования продаж отечественных товаров. В конце прошлого года по решению правительства (постановление Совмина от 29.12.2023 № 992) в банковской системе появился новый кредитный продукт «На родныя тавары», благодаря которому можно получить на 3 года льготный кредит (по ставке 4%) на покупку многих промтоваров белорусского производства, перечень которых уже несколько раз расширялся. На 1 августа 2024 г. заключено 54 тыс. соответствующих кредитных договоров на сумму 271 млн руб.
Позволит ли льготное потребительское кредитование приобретения белорусских промтоваров прервать тренд на вытеснение из ретейла отечественной продукции импортом, станет понятно к концу года.
Больше статей: