Спам-звонки давно стали обыденностью для россиян. Кто-то подключает анти-спам защиты, кто-то просто не отвечает или терпеливо сбрасывает. Государство решило вмешаться в ситуацию и ввело для непрошенных рекламщиков систему штрафов, доходящих до миллиона рублей.
Важно различать телефонное мошенничество и спам-звонки. В первом случае звонящий пытается заполучить информацию, которая позволит завладеть ресурсами жертвы. В большинстве случаев речь идет о номере карты, коде CVV и других данных, открывающих доступ к деньгам. Во втором оператор не пытается добраться до финансов жертвы обманными путями. Он продает какую-либо услугу или товар. На первый взгляд все законно.
Как правило, спамеры нарушают закон «О рекламе». Он ограничивает операторов и наделяет их правом предлагать абонентам услуги только в том случае, если сами абоненты согласятся на это. Помимо того, что согласие должно быть письменным, человек может переменить свое решение в любой момент. Однако большое количество спам-звонков и несерьезность нарушений приводят к тому, что люди редко жалуются в правоохранительные органы.
Повлиять на нежелательных рекламщиков можно разными способами. Если компания, занимающаяся холодным обзвоном, заинтересована в обратной связи, то достаточно сообщить сотруднику о том, что вы не хотите получать рекламу. Но в последние годы процесс автоматизировался и место оператора занял робот. Теперь даже при большом желании человек не сможет узнать у машины, откуда организация взяла его номер.
Слухи о том, что навязчивых рекламщиков будут штрафовать, ходили давно. О том, что Госдума настроена решительно, стало известно весной 2024 года. В конце марта был принят закон, предусматривающий несколько вариантов штрафов:
- физические лица: от 10 до 20 тысяч рублей;
- юридические лица: от 300 тысяч до 1 миллиона рублей;
- должностные лица: от 20 тысяч до 100 тысяч рублей.
Раньше законодательство не предусматривало отдельной статьи за спам-звонки или массовую рассылку сообщений. Это не означает, что спамеры не сталкивались с проблемами. Для подобных случаев использовалась статья о превышении допустимого объема рекламы. Максимальный штраф для такого нарушения составлял 100 тысяч рублей.
Единственным способом повлиять на ситуацию с точки зрения абонента было обращение к оператору мобильной связи. От оператора, в свою очередь, требовалось проверить указанный номер и заблокировать его, если информация подтвердится. Оператор наделен юридической силой, дающей право отключать нежелательных абонентов от сети.
Зная о том, что их могут заблокировать, компании вооружаются дополнительными инструментами. В их числе – зарубежные звонки и подменные номера. Сегодня операторы могут установить специальный фильтр, который сведет к нулю попытки добраться до потенциальных клиентов через Казахстан и прочие страны ближнего зарубежья. Зная об этом, в июне Роскомнадзор предложил автоматически блокировать спам-звонки, поступающие из других стран.
В работу включились ЦБ и Генпрокуратура. Идет обсуждение способов защиты граждан от компаний, предлагающих абонентам решить возможные проблемы с долгами. ЦБ не перестает напоминать о том, что все компании, предлагающие себя в качестве посредников между должником и банком или МФО зачастую являются мошенниками.
Юристы отмечают, что сегодня предложения «избавить от долгов» звучат особенно часто. Мошенники нередко ссылаются на кредитную амнистию и другие «официальные» документы. При этом жертве не сообщают о том, что процедура банкротства потребует продажи почти всего имущества, а также приведет к большим проблемам при взаимодействии с банками в будущем.