Организаторам ОИ и людям из Лозанны не грозит за их игры на воде и в воде абсолютно ничего. Зато пловцы рискуют жизнью и здоровьем. Накануне женского марафонского заплыва в парижской реке были опубликованы результаты анализов воды. Уровень загрязнения приводит в ужас.
Накануне сетевое издание Mediapart опубликовало статистику чистоты, а точнее сказать, грязноты вод Сены. Если бы не подгорающие сроки проведения одного из самых зрелищных состязаний, несомненно, заплыв был бы не просто отменен, а запрещен.
Но олимпийские соревнования (это – "лицо" Франции, ее "витрина" и так далее) вносят совершенно иную ноту в проведение подобного первенства. Уже накануне было понятно, что заплыв на 10 км состоится. Хотя тренировки отменяли несколько дней подряд. И лишь в среду, ранним утром, спортсменкам разрешили окунуться в воды Сены.
Мы, разумеется, можем недоумевать, как во Франции, где даже след вредоносного штамма кишечной палочки, если когда и обнаруживается в продуктах питания, немедленно ведет к изъятию кулинарного изделия из продажи, но при этом женский заплыв в кишащих палочкой водах разрешают. Потому что в первом случае это – местные истории, и стыд (как и позор) обрушивается исключительно на заводы и фабрики, нарушившие правила санитарии. А во втором – скандал и потеря лица в мировом масштабе.
Ведь тут-то целому Парижу (и его муниципалитету), всему оргкомитету Игр (и его главе, знаменитому Тони Эстанге) и людям из Лозанны, не говоря уже о самом хозяине Елисейского дворца, пришлось бы признаться, что вся эта отлично зарабатывающая компания, хорошо одетая и следящая за собственной телесной чистотой, оказалась коллективным импотентом, который не смог организовать то, что организовать было должно. А именно – наладить работу очистных сооружений, как того требует время. А еще фетиш всех этих господ – экология.
Есть и вторая проблема, тоже решаемая, но лишь при наличии политической воли и организационных навыков. Париж нужно уметь убирать, чистить, полоскать с шампунем. Подметать и мыть. И не от случая к случаю, а исправно, ежедневно и регулярно. Но во Франции отношение к уличной гигиене примерно то же, что было, скажем, чтобы не обидеть город – "праздник, который всегда с ними", при их местных Людовиках. Вот как тогда грязь была повсюду, вместе с крысами и прочим "биоразнообразием", так она отлично чувствует себя и сейчас.
А теперь представьте, что дождь/ливень/осадки – и все отходы смываются куда? Правильно, в Сену.
Добавить для полноты картины отсутствие требуемого количества уличных туалетов? Добавим. А еще скажем, что эта черта стиля жизни вошла даже в песенный фольклор. Парижане привыкли справлять нужду именно что под этими красивейшими мостами, и всякий, кто решит прогуляться под ними, будет задерживать дыхание от многолетнего зловония.
Но те, кто гуляет, кто не убирает, кто улыбается в объективы камер и бодро рапортует, что "все хорошо", в Сене не плавают, чтобы установить рекорд, и даже в нее не окунаются.
В этой ситуации мы сочувствуем спортсменам, которые рискнули здоровьем, чтобы сделать приятное и обеспечить праздник зрителям.