Найти тему
Не хлебом единым

Крест. Как праведники Ветхого Завета шли ним за тысячу лет до Рождества Христова.

Оглавление

Добрый вечер , уважаемые читатели моего блога ! Ни для кого не секрет , что поэзия запоминается лучше прозы, но не только благодаря особому ритму. Поэзия ведь насыщена образами. Библия - тоже поэтическая книга , только из-за того , что мы читаем ее в переводе, мы это не особо чувствуем.

Тем не менее , Слово Божие насыщено образами и прообразами, имеющими для нас спасительный смысл.

14 августа Церковь празднует Изнесение честных древ животворящего Креста Господня . В преддверии этого праздника разберём прообразы Креста Христова в Ветхом Завете.

Вся история народа избранного проходила под знамением Креста. Но поскольку , Мессия ещё не пришел и не был распят, Крест появлялся лишь образно.

Пройдем по Пятикнижию

В Книге Бытия

  1. Образ креста свв. отцы видели в трёхсотном числе домочадцев Авраама, с которыми он вышел против людей, пленивших Лота. Это число пишется через древнееврейскую и греческую букву τ ( гр. тау), имеющую сходство с формой креста четвероконечного, Климент Александрийский говорит: «Когда услышал Авраам, что Лот отведён в плен, то, собравши триста восемнадцать человек домочадцев своих и выступивши против неприятелей, победил их в далеко превосходящем числе». Об этом прообразы я не знала .
Д. Эверетт Милле. Победа, о Господь! 1871 г.
Д. Эверетт Милле. Победа, о Господь! 1871 г.

2. Следующий прообраз из книги Бытия довольно известный . Это благословение патриархом Иаковом детей Иосифа – Ефрема и Манассии.

"И взял Ио́сиф обо́их, Ефре́ма в пра́вую свою́ ру́ку про́тив ле́вой Изра́иля, а Мана́ссию в ле́вую про́тив пра́вой Изра́иля, и подвёл к нему́. Но Изра́иль простёр пра́вую ру́ку свою́ и положи́л на го́лову Ефре́му, хотя́ сей был ме́ньший, а ле́вую на го́лову Мана́ссии. С наме́рением положи́л он так ру́ки свои́, хотя́ Мана́ссия был пе́рвенец. И благослови́л Ио́сифа и сказа́л: Бог, пред Кото́рым ходи́ли отцы́ мои́ Авраа́м и Исаа́к, Бог, пасу́щий меня́ с тех пор, как я существу́ю, до сего́ дня, А́нгел, избавля́ющий меня́ от вся́кого зла, да благослови́т о́троков сих; да бу́дет на них наречено́ и́мя моё и и́мя отцо́в мои́х Авраа́ма и Исаа́ка, и да возрасту́т они́ во мно́жество посреди́ земли́. И уви́дел Ио́сиф, что оте́ц его́ положи́л пра́вую ру́ку свою́ на го́лову Ефре́ма; и приско́рбно бы́ло ему́ э́то. И взял он ру́ку отца́ своего́, что́бы переложи́ть её с головы́ Ефре́ма на го́лову Мана́ссии, и сказа́л Ио́сиф отцу́ своему́: не так, оте́ц мой, и́бо э́то — пе́рвенец; положи́ на его́ го́лову пра́вую ру́ку твою́. Но оте́ц его́ не согласи́лся и сказа́л: зна́ю, сын мой, зна́ю; и от него́ произойдёт наро́д, и он бу́дет вели́к; но ме́ньший его́ брат бу́дет бо́льше его́, и от се́мени его́ произойдёт многочи́сленный наро́д. И благослови́л их в тот день, говоря́: тобо́ю бу́дет благословля́ть Изра́иль, говоря́: Бог да сотвори́т тебе́, как Ефре́му и Мана́ссии. И поста́вил Ефре́ма вы́ше Мана́ссии "(Быт.48:13-20).

Св. Иоанн Дамаскин говорит, что Иаков, положивши свои руки одну через другую, весьма ясно описал образ креста.

3. В Книге Исход прообразов креста особенно много:

а) Св. Иустин мученик говорил: «Когда пекутся агнцы, тогда они представляют вид креста». Один – прямой – рожон приходится снизу до головы, а другой проходит поперёк, к нему привязываются ноги агнца. Таким образом, пасхальный агнец на вертеле преобразовал Христа на кресте.

Рембрандт. Благословение Иакова
Рембрандт. Благословение Иакова

б) "Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное пресече Израилю пешеходящу: тойже обратно, фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие. Тем Христу поим Богу нашему, яко прославися"- поется в катавасии канона Воздвижения Креста.

"Жезл Моисея, – говорит св. Дамаскин, – пресёк море в подобие креста, и Израиля спас, и Фараона погрузил".

в) Во время войны с амаликитянами Моисей пребывал в сугубо молении с воздетыми руками. Когда силы его иссякали и руки опускались, амаликитяне начинали побеждать. Тогда его брат Аарон и тесть Ор поддерживали руки Моисея, чтобы они были распростерт.

«Руки, распростёртые наподобие креста, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – отогнали Амалика».

г) Расположение полков израильских в пустыне на четыре части служило также прообразованием креста. В середине ополчения стояла сень с кивотом Завета, и тут же находилось племя Левиино.

Спереди, с востока, расположены были три полка: Иудин, Иссахаров и Завулонов; сзади, от запада, – тоже три полка: Ефремов, Манассиин и Вениаминов. На правой стороне, от юга, три полка: Рувимов, Симеонов и Гадов. На левой стороне, от севера, – три: Данов, Ассуров и Неффалимов. Таким образом, ополчение израильтян в пустыне было крестообразное.

4. В Книге Чисел

а) Моисей крестообразно ударил по скале, после чего из нее потекла вода. Севериан Габальский в четвёртом слове о кресте говорит: «Ударил Моисей в камень дважды. Для чего дважды? Если он повинуется силе Божией, то какая нужда во втором ударе? А если ударяет без содействия силы Божией, то ни второй, ни десятый, ни сотый удар не возможет бесплодную природу сделать плодотворною. Итак, поистине, если сие действие было чисто Божеское и не таинственное, довольно было одного удара, одного мановения, одного слова. Но сделано два удара для того, чтобы предначертать образ креста. Ударил, сказано, Моисей дважды, не одинаковым образом, но крестообразно, дабы и неодушевлённая природа благоговела пред знамением креста».

б) Медный змий, повешенный Моисеем в пустыне на знамени - самый яркий прообраз Креста, о котором говорит Сам Спаситель: "И как Моисе́й вознёс зми́ю в пусты́не, так должно́ вознесену́ быть Сы́ну Челове́ческому, дабы́ вся́кий, ве́рующий в Него́, не поги́б, но име́л жизнь ве́чную" (Ин.3:14-15).

Севериан Габальский спрашивает: «Каким образом принесло здравие народу, находившемуся в несчастии и боровшемуся с болезнью, изображение проклятого животного? Не вероятнее ли было бы, если бы он [Моисей] сказал так: «Если кто из вас будет ужален, тот пусть взирает на небо или на скинию Божию и получит спасение». Но, считая это меньшим, он поставил только образ креста». Вот как сильно было это знамение!

Рубенс Питер Пауль. Моисей и медный змий
Рубенс Питер Пауль. Моисей и медный змий

5. В Книге Судей четвероконечный крест прообразовал Самсон, обхвативший обеими руками столпы в филистимском храме. Прочитаем эту историю полностью, потому что в гибели Самсона очень явно просвечивает образ смерти Спасителя на Кресте.

"Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему, и повеселиться, и сказали: бог наш предал Самсона, врага нашего, в руки наши. Также и народ, видя его, прославлял бога своего, говоря: бог наш предал в руки наши врага нашего и опустошителя земли нашей, который побил многих из нас. И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона [из дома темничного], пусть он позабавит нас. И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, [и заушали его] и поставили его между столбами. И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним. [Отрок так и сделал.] Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей "(Суд.16:23-30).

6. В Книге Царств, которая относится уже к историческим книгам Библии, прообразованием Животворящего Креста служили, поленца, которые собрала вдова сарептская, чтобы испечь на них хлеб для пророка Илии во время голода. Блаж. Августин говорит: «Эта вдовица не имела ничего, что оставалось у ней, и то было кончено, и с своими детьми она должна была умереть. Вот вышла она собрать два поленца, чтобы испечь себе хлеб, и тогда-то увидел её Илия; тогда увидел её человек Божий, когда она искала двух поленцев. Эта женщина прообразовала Церковь, и так как крест делается из двух дерев, то она, угрожаемая смертью, искала того, чем она могла бы всегда существовать».

Об этом прообразе я тоже не знала до подготовки материала. Но ведь не зря Сам Спаситель похвалил сарептскую вдову за ее веру, которая отпечатывалась и на всем, что она делала.

Итак, мы видим, что вся история народа израильского наполнена прообразами Креста. А как иначе? Ведь народ Божий жил ожиданием пришествия Мессии. Только не хотел он принять, что Мессия - страдающий, а не торжествующий и в Своем страдании не отделимый от Креста, как учит апостол Павел : "Гал.6:14 [Зач. 215Б.] А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира".

С праздником Креста Христова, которым Он дарует победу на сопротивных!