Иудеи, христиане и мусульмане верят, что 3000 лет назад свыше миллиона евреев освободились из египетского плена и отправились на Синайский полуостров под предводительством пророка Моисея. Там Бог даровал евреям Тору и заключил с ними завет. Когда ученые стали искать свидетельства Исхода, то оказалось, что никаких убедительных источников нет. Как это объяснить? Правда ли, что исхода евреев никогда не было?
Отсутствие каких-либо внебиблейских источников, указывающих на массовый исход евреев из Египта, убеждает многих ученых в абсолютной мифичности данного сюжета. Однако не все исследователи согласны с этим. Библеист Ричард Эллиот Фридман считает, что исход евреев был, но имел кардинально иное значение для еврейского народа и истории.
Фридман полагает, что отсутствие доказательств массового исхода говорит лишь о меньшем масштабе данного события. Он считает, что исход евреев был, но в нем участвовало лишь несколько тысяч евреев, которые известны как левиты - одно из колен Израиля. Как Фридман это обосновывает?
Свидетельство из Книги Исход
Исследователи Библии выделяют ряд древнейших библейских отрывков, которые известны как "Песнь Мариам" и "Песнь Деворы". Первая находится в Книге Исход, вторая - в Книге Судей.
Мариам - это сестра Моисея и Аарона. В 15 главе Исход Мариам поет гимн Богу:
И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море. (Исход 15:21)
В этом гимне Мариам радуется, что Бог ввергнул фараона и его свиту на колесницах в море. Контекст гимна указывает, что Бог выведет народ и отправит их к своему жилищу (13 стих). Там нет упоминания, что народ, спасенный из плена - израильский. Бог лишь ведет некий народ в свою священную обитель:
Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! (Исход 15:17)
Причем здесь левиты? Дело в том, что именно левиты могли служить в Скинии (мобильный храм евреев во время Исхода и 40-летнего странствия) и в Иерусалимском храме. В 15 главе сказано, что Бог вел народ к своему жилищу. В 3-й книге Царств царь Соломон таким же образом назвал Первый Иерусалимский храм:
Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. (3-я Царств 8:13)
Таким образом, Песнь Мариам обращена не к целому народу израильтян, но только к левитам, которые станут служителями храма.
Свидетельство из Книги Судей
Любопытно, что в другом древнейшем библейском отрывке - в Песни Деворы (гимн из 5 главы Книги Судей, посвященный победе израильтян над хананеями), ничего не сказано про левитов, зато упомянуты остальные колена Израиля.
Фридман предлагает два объяснения отсутствия левитов в Песни Деворы:
1) В то время левиты отсутствовали в Ханаане. Левиты находились в Египте или за пределами Израиля.
2) Левиты не были коленом Израиля, но служили при храме.
Второе объяснение проблематично, потому что оно не учитывает наличие у левитов египетских имен: Офни, Хур, Мерари, Муши, Финеес и Моисей. Поэтому предпочтительно первое объяснение, которое связывает левитов с Египтом.
Таким образом, в Песни Мариам упоминаются только левиты, в то время как в Песни Деворы они в принципе исключены. Примечательно, что Песнь Мариам связана с египетской историей, в отличие от Песни Деворы.
Проблема имен Бога
Ветхий Завет (Танах) составлялся в разные периоды времени. Современные библеисты отмечают, что Танах создавали на основании четырех сводов: Яхвист, Элохист, Девтерономист и Священнический кодекс. Все кодексы, за исключением Яхвиста, восходят к левитам. В Элохисте и Священническом кодексе Бога называют именем "Элохим" или "Эль", пока он не открывает Моисею новое имя "Яхве". (3 глава Исхода - Элохист, 6 глава Исхода - Священнический кодекс).
Однако в кодексе Яхвист имя "Яхве" известно с самого начала. Первыми его называют Ева и Ламех, хотя рассказчик использует имя "Элохим".
Возникает вопрос: по какой причине авторы Элохиста и Священнического кодекса не открывали имя Яхве до начала повествования о Моисее?
Возможно, левиты, придя в Израиль из Египта, хотели рассказать историю, которая бы подтвердила, что их бог Яхве - это тот же древний бог, в которого верили предки израильтян. Поселившись в израильских землях, где древние евреи долгое время поклонялись Элу как главному богу (известно, что большинство евреев не являются пришлыми), оба народа объединили культ Яхве и Эла.
Элохист и Священнический кодекс показывают, что Эль и Яхве - один и тот же бог. Яхвист, являющийся нелевитским источником, не содержит историю об открытии имени Яхве. В Яхвисте имя Яхве - это древнее имя, появившееся в начале истории.
Более того, именно левитские источники (Элохист, Священнический кодекс и Девтерономист) рассказывают историю Исхода и египетских казней, в то время как Яхвист игнорирует данное повествование.
Левиты и Скиния
Также левитские источники делают акцент на Скинии. Элохист говорит о ней меньше, Священнический кодекс уделяет ей внимание в большей степени. В то же время Яхвист ничего не говорит о скинии.
Библеист Майкл Хоман утверждает, что скиния имеет параллели с боевой палаткой фараона Рамзеса II. Библеист Скотт Ноэгель говорит, что Ковчег завета левитов имеет сходства с древнеегипетской священной лодкой.
Тексты, написанные левитами, требуют практиковать обрезание, которое было известным древнеегипетским обычаем.
Таким образом, египетское влияние присутствует только среди левитов.
Обращение с иностранцами
Именно левитские источники предписывают уважительно относиться к иностранцам, "ибо сами были пришельцами в земле Египетской" (Второзаконие 10:19). Левитские источники указывают, что закон (Тора) должен быть один и для местных, и для иностранцев (Исход 12:49). В то же время в Яхвисте отсутствует требование уважительно относиться к пришельцам.
Вывод
Таким образом, с точки зрения Ричарда Фридмана, приведенные выше аргументы усиливают тезис, что именно левиты были в Египте и привнесли в Израиль культ бога Яхве. Этому есть археологические свидетельства. В Египте археологи обнаружили возможное упоминание имени Яхве ("земля Шасу Яхве"), датируемое 14-13 веком до н.э. Следовательно, левиты могли быть тем народом, который засвидетельствован в мифе об Исходе евреев из Египта.
Книга, где Фридман подробнее рассказывает о своей гипотезе, называется "Исход: как он случился и почему так важен" (2017 год).
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.