Найти в Дзене

Был ли Исход евреев из Египта? Аргументы в пользу историчности Исхода

Оглавление

Иудеи, христиане и мусульмане верят, что 3000 лет назад свыше миллиона евреев освободились из египетского плена и отправились на Синайский полуостров под предводительством пророка Моисея. Там Бог даровал евреям Тору и заключил с ними завет. Когда ученые стали искать свидетельства Исхода, то оказалось, что никаких убедительных источников нет. Как это объяснить? Правда ли, что исхода евреев никогда не было?

Отсутствие каких-либо внебиблейских источников, указывающих на массовый исход евреев из Египта, убеждает многих ученых в абсолютной мифичности данного сюжета. Однако не все исследователи согласны с этим. Библеист Ричард Эллиот Фридман считает, что исход евреев был, но имел кардинально иное значение для еврейского народа и истории.

Фридман полагает, что отсутствие доказательств массового исхода говорит лишь о меньшем масштабе данного события. Он считает, что исход евреев был, но в нем участвовало лишь несколько тысяч евреев, которые известны как левиты - одно из колен Израиля. Как Фридман это обосновывает?

Свидетельство из Книги Исход

Исследователи Библии выделяют ряд древнейших библейских отрывков, которые известны как "Песнь Мариам" и "Песнь Деворы". Первая находится в Книге Исход, вторая - в Книге Судей.

Мариам - это сестра Моисея и Аарона. В 15 главе Исход Мариам поет гимн Богу:

И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море. (Исход 15:21)
Мариам поет гимн с бубном
Мариам поет гимн с бубном

В этом гимне Мариам радуется, что Бог ввергнул фараона и его свиту на колесницах в море. Контекст гимна указывает, что Бог выведет народ и отправит их к своему жилищу (13 стих). Там нет упоминания, что народ, спасенный из плена - израильский. Бог лишь ведет некий народ в свою священную обитель:

Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! (Исход 15:17)

Причем здесь левиты? Дело в том, что именно левиты могли служить в Скинии (мобильный храм евреев во время Исхода и 40-летнего странствия) и в Иерусалимском храме. В 15 главе сказано, что Бог вел народ к своему жилищу. В 3-й книге Царств царь Соломон таким же образом назвал Первый Иерусалимский храм:

Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. (3-я Царств 8:13)

Таким образом, Песнь Мариам обращена не к целому народу израильтян, но только к левитам, которые станут служителями храма.

Храм Соломона
Храм Соломона

Свидетельство из Книги Судей

Любопытно, что в другом древнейшем библейском отрывке - в Песни Деворы (гимн из 5 главы Книги Судей, посвященный победе израильтян над хананеями), ничего не сказано про левитов, зато упомянуты остальные колена Израиля.

Фридман предлагает два объяснения отсутствия левитов в Песни Деворы:

1) В то время левиты отсутствовали в Ханаане. Левиты находились в Египте или за пределами Израиля.

2) Левиты не были коленом Израиля, но служили при храме.

Второе объяснение проблематично, потому что оно не учитывает наличие у левитов египетских имен: Офни, Хур, Мерари, Муши, Финеес и Моисей. Поэтому предпочтительно первое объяснение, которое связывает левитов с Египтом.

Таким образом, в Песни Мариам упоминаются только левиты, в то время как в Песни Деворы они в принципе исключены. Примечательно, что Песнь Мариам связана с египетской историей, в отличие от Песни Деворы.

Левиты
Левиты

Проблема имен Бога

Ветхий Завет (Танах) составлялся в разные периоды времени. Современные библеисты отмечают, что Танах создавали на основании четырех сводов: Яхвист, Элохист, Девтерономист и Священнический кодекс. Все кодексы, за исключением Яхвиста, восходят к левитам. В Элохисте и Священническом кодексе Бога называют именем "Элохим" или "Эль", пока он не открывает Моисею новое имя "Яхве". (3 глава Исхода - Элохист, 6 глава Исхода - Священнический кодекс).

Однако в кодексе Яхвист имя "Яхве" известно с самого начала. Первыми его называют Ева и Ламех, хотя рассказчик использует имя "Элохим".

Возникает вопрос: по какой причине авторы Элохиста и Священнического кодекса не открывали имя Яхве до начала повествования о Моисее?

Возможно, левиты, придя в Израиль из Египта, хотели рассказать историю, которая бы подтвердила, что их бог Яхве - это тот же древний бог, в которого верили предки израильтян. Поселившись в израильских землях, где древние евреи долгое время поклонялись Элу как главному богу (известно, что большинство евреев не являются пришлыми), оба народа объединили культ Яхве и Эла.

Бог открывает свое имя Моисею через неопалимую купину
Бог открывает свое имя Моисею через неопалимую купину

Элохист и Священнический кодекс показывают, что Эль и Яхве - один и тот же бог. Яхвист, являющийся нелевитским источником, не содержит историю об открытии имени Яхве. В Яхвисте имя Яхве - это древнее имя, появившееся в начале истории.

Более того, именно левитские источники (Элохист, Священнический кодекс и Девтерономист) рассказывают историю Исхода и египетских казней, в то время как Яхвист игнорирует данное повествование.

Левиты и Скиния

Также левитские источники делают акцент на Скинии. Элохист говорит о ней меньше, Священнический кодекс уделяет ей внимание в большей степени. В то же время Яхвист ничего не говорит о скинии.

Библеист Майкл Хоман утверждает, что скиния имеет параллели с боевой палаткой фараона Рамзеса II. Библеист Скотт Ноэгель говорит, что Ковчег завета левитов имеет сходства с древнеегипетской священной лодкой.

Левиты несут Ковчег завета
Левиты несут Ковчег завета

Тексты, написанные левитами, требуют практиковать обрезание, которое было известным древнеегипетским обычаем.

Таким образом, египетское влияние присутствует только среди левитов.

Обращение с иностранцами

Именно левитские источники предписывают уважительно относиться к иностранцам, "ибо сами были пришельцами в земле Египетской" (Второзаконие 10:19). Левитские источники указывают, что закон (Тора) должен быть один и для местных, и для иностранцев (Исход 12:49). В то же время в Яхвисте отсутствует требование уважительно относиться к пришельцам.

Вывод

Таким образом, с точки зрения Ричарда Фридмана, приведенные выше аргументы усиливают тезис, что именно левиты были в Египте и привнесли в Израиль культ бога Яхве. Этому есть археологические свидетельства. В Египте археологи обнаружили возможное упоминание имени Яхве ("земля Шасу Яхве"), датируемое 14-13 веком до н.э. Следовательно, левиты могли быть тем народом, который засвидетельствован в мифе об Исходе евреев из Египта.

Книга, где Фридман подробнее рассказывает о своей гипотезе, называется "Исход: как он случился и почему так важен" (2017 год).

Источник

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.