В человеческом понимании совершенство есть что-то безупречное, что не имеет никаких изъянов. Но, что является для человека символом или образцом этой безупречности, с чем он сравнивает ту или другую вещь, чтобы определить степень ее совершенства (отсутствия изъяна)? Безусловно, имеется некий Образец, с которым человек сознательно или неосознанно сравнивает объект своего внимания, чтобы оценить степень его совершенства. И для духовного человека, конечно, нет вопросов в отношении этого Образца, который он всегда видит, как Исходящийиз Духовного мира (как говорил Платон, Мира Идей), который и является для него источником всякого совершенства, и который может быть проявлен в материи.
Однако для того, кто отвергает существование Духа, вопрос совершенного образца оказывается не таким простым. Трудно отыскать ему какое-либо совершенство в этом переменчивом мире. И поэтому, не находя возможным разрешить для себя эту проблему, он взамен того, чтобы признать Дух, как Источник всякого совершенства, скатывается к Его имитации (что в духовных терминах и именуется, как «идолопоклонство»). Внутренняя часть такого человека, конечно, знает о Совершенстве Духа, но внешнее «я», не желая признать это, схватывая элементы внешней формы Духовного Совершенства, принимает их за само Совершенство, которые и становится для него образцом (идолом).
В древности учились, чтобы [совершенствовать] себя; ныне же учатся, чтобы [хвастаться] перед другими.
– Конфуций
Но каждый, кто создал для себя такой бутафорский образец и на его основе – такое же бутафорское одеяние, однажды приходит к осознанию, что, если он действительно хочет прийти к пониманию Истинного совершенства, а еще стать способным воплотить его, то всё, что он создал на такой шаткой основе, ему неизменно придется сбросить с себя, в т.ч. и все иллюзии собственного ума и чувств. Потому-то всякая духовная практика (которая в сущности и есть возвращение существа к Совершенству) и устанавливает для человека необходимость очистить свое существо, прежде чем он обратится к творению в своей жизни всего по образу Совершенного.
Двойное средство особенно действительно к исправлению: первое разом отвратить себя от того, к чему есть в природе порочная склонность, и второе горячо и неослабно достигать добродетели, какой у кого особенно недостает. Старайся при том избегать усиленно от пороков и побеждать в себе то, что более всего в других тебе противно.
– Фома Кемпийский
Кто-то из Великих сказал: «Встреча человечества с совершенством есть контакт с Богом». А потому всякое совершенство, которое мы можем созерцать, и является принадлежностью Божественного мира. И потому реализация всякой совершенной вещи в нашем материальном мире есть по сути поднятие себя в мир Божественного, воплощение в себе Бога.
С другой стороны, помня, что Мир Духа – это Мир Огненный, видим, что Проникновение Божественного в этот мир в виде Совершенства и Красоты всегда связано с проникновением в этот мир Божественного Огня, Который суть Дух Святой. И поэтому оценка всякой вещи на соответствие ее Совершенству, а тем более исправление ее по образцу Совершенства, всегда является испытанием ее Огнем Этого Духа, так что, если эта вещь не соответствует Совершенству, то она Сжигается Пламенем Духа (что в нашем мире проявляется, как умирание, разрушение, исчерпание). И это потому, что с Точки Зрения Духа всякая несовершенная вещь, лишается Его Присутствия и Поддержки, и потому обречена на уничтожение. Ведь существование сохраняется лишь там, где Сохраняет Свое Присутствие Дух. А вещь, одухотворенная, наделяется свойством Вечного.
Святое Я Христа никогда не позволит недобросовестно выполненной работе быть выставленной во вселенской галерее божественного искусства, а посему, по космическому закону и милости, не имеет иного выбора, кроме как предать такие «произведения» меньшего «я» огням милосердия и прощения … В [духовном] огне будет открыто, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть ... Если бы ученики из земной аудитории знали о божественном плане или обрели уверенность, равную Бого-уверенности, в существовании более высокой цели Жизни, они перестали бы приносить к дверям храма Жизни творения, не являющиеся совершенными произведениями искусства.
– Уроки Класса Венца
Бессмертие может быть достигнуто лишь постоянными добрыми делами; и совершенство достигается лишь через сострадание и милосердие.
– Гаутама Будда
И всякая частица, находящаяся еще в состоянии несовершенства, но желающая обрести Совершенство, конечно, должна пройти через «муки» Рождения в себе этого Совершенства, и должна пройти процесс перерождения и стать способной войти в соединение с Духом. Ибо поскольку из одного источника не может течь и «сладкая» и «горькая» вода (Иакова, 3:11-12), то материальная форма, чтобы являть Совершенство, должна стать Его всецелым проводником без каких либо исключений.
Внезапно отбросить наш земной характер и стать причастниками вечной Жизни, без мук нового рождения, морально невозможно. ... «всё изменится во мгновение ока при последней трубе», но последний призыв Мудрости — это не первый призыв в росте христианского характера; пока человек остаётся эгоистичным, лицемерным и чувственным, заключать, что последний призыв Мудрости, который пробуждает его к прославленному бытию, был услышан — нелепо! … «Куда дерево клонилось, туда и повалилось»; каким человек засыпает, таким он и проснётся; когда верование в смерть закрывает наши глаза на этой фазе грёзы о Жизни в материи, мы пробудимся, без единого изменения в характере, но не для окончательного суда или воскресения, а для того же самого суда Мудрости, чтобы, как и прежде, продолжить процесс очищения до тех пор, пока Истина не уничтожит заблуждение. Когда будет одержана окончательная победа Души над чувством, прозвучит последняя труба.
– Мэри Бэкер Гловер
И стремление к такому Совершенству, конечно, никак не может оказаться эгоистичным, поскольку Сам Дух свободен от эгоизма. А раз так, то это индивидуально обретенное Совершенство не ведет к экзальтации эго, но лишь способствует совершенствованию мира. И это оказывается для человека достойным основанием того, чтобы стремиться к Божественному Совершенству. Итак, через Спасение самого себя, Спасать весь мир.
Когда человек совершенствует свою добродетель, регулирует семейные отношения, когда семейные отношения урегулированы, в государстве воцаряется порядок, когда же в государстве воцаряется порядок, наступают порядок и спокойствие во всей Поднебесной. Совершенствование добродетели является корнем или основанием порядка для всех — от простолюдинов до Сынов Неба.
– Конфуций