Найти в Дзене
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ

Православие в Южной Осетии: почему там служат "раскольники"

Церковное предание гласит, что уже со времен раннего христианства на осетинской земле проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит. Кстати, Армянская церковь чтит память 16 аланских князей и их предводителя Баракатра (святого Сухия), пострадавших в 100-130 годах за веру во Христа. Само крещение Алании продолжалась вплоть до X века. Согласно данным византийских богословов у скифов/cарматов (предков алан) существовала собственная церковь и даже была переведена на их язык Библия. Однако в 451 году Скифская церковь была упразднена и вошла в состав Константинопольского патриархата. Только в 914-915 годах аланские цари приняли крещение, после чего процесс крещения получил "второе дыхание". С XVI века осетины были прихожанами Грузинской церкви, затем Российской (с XIX века), а после Октябрьской революции - снова Грузинской. Так продолжалось до драматических 1990-х годов, когда в Грузии начались процессы дезинтеграции: Южная Осетия и Абхазия вступили в вооруженный конфлик
Церковь Пресвятой Богородицы - бывшая армянская церковь, а ныне кафедральный собор Аланской епархии Истинно-православной церкви Греции.
Церковь Пресвятой Богородицы - бывшая армянская церковь, а ныне кафедральный собор Аланской епархии Истинно-православной церкви Греции.

Церковное предание гласит, что уже со времен раннего христианства на осетинской земле проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит. Кстати, Армянская церковь чтит память 16 аланских князей и их предводителя Баракатра (святого Сухия), пострадавших в 100-130 годах за веру во Христа.

Само крещение Алании продолжалась вплоть до X века. Согласно данным византийских богословов у скифов/cарматов (предков алан) существовала собственная церковь и даже была переведена на их язык Библия. Однако в 451 году Скифская церковь была упразднена и вошла в состав Константинопольского патриархата.

Крещение Алании согласно GigaChat
Крещение Алании согласно GigaChat

Только в 914-915 годах аланские цари приняли крещение, после чего процесс крещения получил "второе дыхание". С XVI века осетины были прихожанами Грузинской церкви, затем Российской (с XIX века), а после Октябрьской революции - снова Грузинской. Так продолжалось до драматических 1990-х годов, когда в Грузии начались процессы дезинтеграции: Южная Осетия и Абхазия вступили в вооруженный конфликт с центральной властью в Тбилиси и де-факто добились независимости, в том числе, церковной.

Глава Южной Осетии Анатолий Библов (слева) и Александр (Георгий) Пухаев, фото взято из открытых источников.
Глава Южной Осетии Анатолий Библов (слева) и Александр (Георгий) Пухаев, фото взято из открытых источников.

В январе 1992-ого священники Грузинской православной церкви покинули Южную Осетию и поддержкой православия в республике занялся мирянин Александр Пухаев. Он получил разрешение епископа Ставропольского и Бакинского Гедеона на проведение церковных служб, не будучи священником.

В 1992 году православные Южной Осетии подали прошение в Московский патриархат на включение их в свою каноническую территорию, но в РПЦ им отказали, так как Москва признает территорию Южной Осетии за Грузинской церковью.

Но православные юго-осетины не отчаялись и обратились к другой русской церкви - Зарубежной. И в том же 1992 году Пухаев был рукоположен в сан священника, а в 2000 году было образовано Южно-Осетинское благочиние Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).

Однако в двадцать первом веке церковная ситуация ухудшилась, так как РПЦЗ начала процесс слияния с Московским патриархатом, а это значило что "зарубежники" больше не могли вести пастырскую работу в Южной Осетии. Поэтому в 2003 году православная община республика перешла в альтернативную (неканонническую) Греческую православную церковь - Синод противостоящих.

После чего Пухаев получил титул епископа Южной Осетии. В 2014 году православная община Южной Осетии вместе с Синодом противостоящих вошли в неканоническую Церковь истинно-православных христиан Греции (ЦИПХГ), где и состоят до сих пор.

Богослужение в Храме Рождества Пресвятой Богородицы. Источник: https://presidentruo.org/
Богослужение в Храме Рождества Пресвятой Богородицы. Источник: https://presidentruo.org/

Фактически ЦИПХГ на данный момент является официально признанной со стороны властей республики и большая часть населения Южной Осетии принадлежит к ней.

Амвросий (Бэрд), источник: Wikipedia.org
Амвросий (Бэрд), источник: Wikipedia.org

Правда, сама кафедра Аланской епархии де-факто пустует с 2011-ого года: Георгий (в миру - Александр) Пухаев ушел на покой, а временно назначенного епископа Мефодского Амвросия (Бэрда) перестали пускать на территорию республики с 2014-ого года по не вполне ясным причинам.

А вы когда-нибудь были в Южной Осетии? Посещали храмы греков-старостильников? Поделитесь в комментариях!