Когда ребенок готов идти в школу? В каком возрасте отдавать? Что сделать, чтобы учеба пошла, как по маслу?
Каждому детскому специалисту всегда задают много вопросов о подготовке ребенка к школе. Иногда, когда поступление в первый класс уже на носу. Не надо так. Хотя и тогда не поздно и можно составить эффективную стратегию помощи, но об этом позже.
Педагогами и психологами для удобства оценки уровня ребенка и его перспектив при обучении в школе сформулировано понятие "готовность к школе". В этой статье я разберу каждую составляющую этого понятия и приведу примеры того, как можно оценить их у вашего ребенка.
Готовность ребенка к школе комплексная характеристика, которая состоит из несколько сфер:
- физической
- интеллектуальной
- мотивационной (по-другому эмоциональная или психологическая)
- уровень социальной адаптации
Разберем каждую сферу подробнее.
Физическая готовность. Здесь прежде всего имеется ввиду здоровье. Первый класс это стресс от смены окружения и режима и адаптация к ним. Организм затрачивает больше сил на эти процессы. Если ребёнок часто болеет, соматически ослаблен, то справиться с этим ему будет намного сложнее, чем более крепкому физически ребёнку. Поэтому целесообразно заниматься закаливающими процедурами и физическим развитием до школы, соблюдать режим сна, следить за питанием.
Но также важно и физическое созревание
организма - соответствие основных
показателей возрасту.
Как можно определить физическую готовность?
Конечно, тут поможет врач-педиатр, но стоит обратить внимание, например, на то, начали и у ребенка меняться молочные зубы. Это легко наблюдаемый критерий физического развития.
Также можно воспользоваться филиппинским тестом: если ребенок может дотянуться рукой до противоположного уха через голову, то пропорции его тела соответствуют возрастной норме.
Интеллектуальная готовность. Самое первое, что приходит в голову к вопросу готовности к школе это, конечно, интеллектуальные способности ребенка. Но, как видите, в моём списке это не первый пункт. Уникальность людей и условий, в которых они живут очень сильно влияет на интеллектуальное развитие. Нам нужно определить достаточный уровень развития.
Самое главное, на что нужно обратить внимание:
- общая осведомленность об окружающем мире;
- уровень развития операций мышления (к этому возрасту дети
- уже умеют анализировать, классифицировать, сравнивать,
- начинает развиваться абстрактное мышление);
- ведущим становится словесно-логическое мышление (то есть
- ребенок способен мыслить, не опираясь на конкретные образы
- реальности);
- достаточная (в рамках возрастной нормы) сформированность психических
- процессов: внимания, памяти, воображения и речи.
Пример: не только понимает, что кошка может жить в квартире, а
корова – нет, но и умеет объяснить почему.
Как можно определить интеллектуальную готовность?
В данный момент существует большое количество тестов и пособий,
которые помогут определить готов ли ребенок к школе:
- М.А. Жукова “3 месяца до школы. Готов ли ребенок к школе?”,
- Т.В. Белова, В.А. Солнцева “Готов ли ребенок к обучению в первом
- классе?”,
- Е.В. Колесникова “Готов ли ребенок к школе? тесты” и пр.
Можно воспользоваться ими или обратиться к специалисту, который
определит комплексную готовность. Это может быть детский психолог
или дошкольный педагог с соответствующей квалификацией.
(например я как дефектолог и детский нейропсихолог провожу
подобную диагностику).
Мотивационная (также называют эмоциональной или психологической) готовность.
Формирование этой мотивации основывается на процессе
естественного развития ребенка и созревания мозговых структур.
К семи годам активно формируются корковые структуры и лобные
доли мозга, отвечающие за самоконтроль и самоосознание.
За счет этого:
- становится возможным осознание себя как будущего
- первоклассника, как более высокий статус по сравнению с
- детсадовцем;
- малыш становится способен контролировать свои эмоции и
- порывы, сосредотачивать своё внимание на какой-то
- деятельности.
Как можно определить мотивационную готовность?
Появляется мотив «хочу узнать больше» и он начинает соперничать с игровым мотивом. В норме это происходит к шести, семи, иногда к восьми годам, т.к. все дети индивидуальны.
Ребёнок не перестаёт играть, но делает это более осознанно и в процессе отрабатывает какие-то навыки и получает эмоциональную разрядку.
Уровень социальной адаптации.
Этот показатель не менее важен.
В школе ребёнок попадает в более строгую иерархическую систему.
Поэтому важно, чтобы он:
- понимал авторитет взрослого, необходимость подчиняться общим правилам;
- умел обратиться, налаживать контакты со сверстниками;
- мог самостоятельно о себе заботиться (переодеться, собрать свои вещи
- и т.п.).
Всё это в норме развивается естественным
образом в процессе взаимодействия ребёнка с
социумом – в детском саду, в парке, на детской
площадке, в магазине, музее, транспорте и пр.
Поэтому так важно «выводить ребенка в свет».
Как можно определить готовность уровня социальной адаптации?
Тут каждый родитель лучше знает своего ребенка и его социальный
круг общения.
Важно: чтобы ребенок понимал как обращаться к взрослым людям -
знакомым и незнакомым - и соблюдал эти правила, а также нормы поведения в
различных общественных местах (транспорт, магазин, театр и пр.).
Если ребёнок готов по всем параметрам, то легко пройдет период адаптации в первом классе и будет успешен в учёбе в начальной школе.
Перед тем как зачислить ребёнка в первый класс обычно проводят собеседование для оценки общего уровня его готовности. Оно
призвано выявить сформированность всех сфер, о которых мы поговорили выше.
Проходит оно обычно в виде беседы с педагогом и выполнении некоторых графических заданий, направленных на выявление уровня развития высших психических функций и графических навыков.
В своем материале для родителей я привожу примеры такой беседы и заданий, которые могут быть предложены ребёнку. Можете скачать его тут (основной текст совпадает с информацией в этой статье, а примеры заданий в его конце).
Ну, а если я поняла, что ребёнок не готов идти в школу, но нам уже пора по возрасту? Что делать?
Зависит от того, насколько все плохо. Если у ребёнка нет уже выставленных диагнозов или подозрений на них (в этом случае стоит обратиться к специалистам для маршрутизации и коррекции), то ещё можно облегчить ребёнку адаптацию к первому классу и обеспечить успехи в учебе. Но тут уже важна родительская включенность и поддержка. Об этом поговорим в одной из следующих статей.
Что ж, на этом всё. Если у вас возникли вопросы, пишите в комментариях. А если хотите провести диагностику готовности к школе вашему ребенку (оффлайн в Москве и онлайн в любой точке, где ловит сеть), то можете связаться со мной в ТГ.