Найти тему
ДЕФЕКТОЛОГиЯ

Готов?ность к школе.

Когда ребенок готов идти в школу? В каком возрасте отдавать? Что сделать, чтобы учеба пошла, как по маслу?

Каждому детскому специалисту всегда задают много вопросов о подготовке ребенка к школе. Иногда, когда поступление в первый класс уже на носу. Не надо так. Хотя и тогда не поздно и можно составить эффективную стратегию помощи, но об этом позже.

Педагогами и психологами для удобства оценки уровня ребенка и его перспектив при обучении в школе сформулировано понятие "готовность к школе". В этой статье я разберу каждую составляющую этого понятия и приведу примеры того, как можно оценить их у вашего ребенка.

Готовность ребенка к школе комплексная характеристика, которая состоит из несколько сфер:

  • физической
  • интеллектуальной
  • мотивационной (по-другому эмоциональная или психологическая)
  • уровень социальной адаптации

Разберем каждую сферу подробнее.

Физическая готовность. Здесь прежде всего имеется ввиду здоровье. Первый класс это стресс от смены окружения и режима и адаптация к ним. Организм затрачивает больше сил на эти процессы. Если ребёнок часто болеет, соматически ослаблен, то справиться с этим ему будет намного сложнее, чем более крепкому физически ребёнку. Поэтому целесообразно заниматься закаливающими процедурами и физическим развитием до школы, соблюдать режим сна, следить за питанием.

Но также важно и физическое созревание

организма - соответствие основных

показателей возрасту.

Как можно определить физическую готовность?

Конечно, тут поможет врач-педиатр, но стоит обратить внимание, например, на то, начали и у ребенка меняться молочные зубы. Это легко наблюдаемый критерий физического развития.

Также можно воспользоваться филиппинским тестом: если ребенок может дотянуться рукой до противоположного уха через голову, то пропорции его тела соответствуют возрастной норме.

"Филиппинский" тест
"Филиппинский" тест

Интеллектуальная готовность. Самое первое, что приходит в голову к вопросу готовности к школе это, конечно, интеллектуальные способности ребенка. Но, как видите, в моём списке это не первый пункт. Уникальность людей и условий, в которых они живут очень сильно влияет на интеллектуальное развитие. Нам нужно определить достаточный уровень развития.

Самое главное, на что нужно обратить внимание:

  • общая осведомленность об окружающем мире;
  • уровень развития операций мышления (к этому возрасту дети
  • уже умеют анализировать, классифицировать, сравнивать,
  • начинает развиваться абстрактное мышление);
  • ведущим становится словесно-логическое мышление (то есть
  • ребенок способен мыслить, не опираясь на конкретные образы
  • реальности);
  • достаточная (в рамках возрастной нормы) сформированность психических
  • процессов: внимания, памяти, воображения и речи.
Пример: не только понимает, что кошка может жить в квартире, а
корова – нет, но и умеет объяснить почему.

Как можно определить интеллектуальную готовность?

В данный момент существует большое количество тестов и пособий,

которые помогут определить готов ли ребенок к школе:

  • М.А. Жукова “3 месяца до школы. Готов ли ребенок к школе?”,
  • Т.В. Белова, В.А. Солнцева “Готов ли ребенок к обучению в первом
  • классе?”,
  • Е.В. Колесникова “Готов ли ребенок к школе? тесты” и пр.

Можно воспользоваться ими или обратиться к специалисту, который

определит комплексную готовность. Это может быть детский психолог

или дошкольный педагог с соответствующей квалификацией.

(например я как дефектолог и детский нейропсихолог провожу

подобную диагностику).

Мотивационная (также называют эмоциональной или психологической) готовность.

Формирование этой мотивации основывается на процессе

естественного развития ребенка и созревания мозговых структур.

К семи годам активно формируются корковые структуры и лобные

доли мозга, отвечающие за самоконтроль и самоосознание.

За счет этого:

  • становится возможным осознание себя как будущего
  • первоклассника, как более высокий статус по сравнению с
  • детсадовцем;
  • малыш становится способен контролировать свои эмоции и
  • порывы, сосредотачивать своё внимание на какой-то
  • деятельности.

Как можно определить мотивационную готовность?

Появляется мотив «хочу узнать больше» и он начинает соперничать с игровым мотивом. В норме это происходит к шести, семи, иногда к восьми годам, т.к. все дети индивидуальны.

Ребёнок не перестаёт играть, но делает это более осознанно и в процессе отрабатывает какие-то навыки и получает эмоциональную разрядку.

Уровень социальной адаптации.

Этот показатель не менее важен.

В школе ребёнок попадает в более строгую иерархическую систему.

Поэтому важно, чтобы он:

  • понимал авторитет взрослого, необходимость подчиняться общим правилам;
  • умел обратиться, налаживать контакты со сверстниками;
  • мог самостоятельно о себе заботиться (переодеться, собрать свои вещи
  • и т.п.).
Всё это в норме развивается естественным
образом в процессе взаимодействия ребёнка с
социумом – в детском саду, в парке, на детской
площадке, в магазине, музее, транспорте и пр.
Поэтому так важно «выводить ребенка в свет».

Как можно определить готовность уровня социальной адаптации?

Тут каждый родитель лучше знает своего ребенка и его социальный

круг общения.

Важно: чтобы ребенок понимал как обращаться к взрослым людям -

знакомым и незнакомым - и соблюдал эти правила, а также нормы поведения в

различных общественных местах (транспорт, магазин, театр и пр.).

Если ребёнок готов по всем параметрам, то легко пройдет период адаптации в первом классе и будет успешен в учёбе в начальной школе.

Перед тем как зачислить ребёнка в первый класс обычно проводят собеседование для оценки общего уровня его готовности. Оно

призвано выявить сформированность всех сфер, о которых мы поговорили выше.

Проходит оно обычно в виде беседы с педагогом и выполнении некоторых графических заданий, направленных на выявление уровня развития высших психических функций и графических навыков.

В своем материале для родителей я привожу примеры такой беседы и заданий, которые могут быть предложены ребёнку. Можете скачать его тут (основной текст совпадает с информацией в этой статье, а примеры заданий в его конце).

Ну, а если я поняла, что ребёнок не готов идти в школу, но нам уже пора по возрасту? Что делать?

Зависит от того, насколько все плохо. Если у ребёнка нет уже выставленных диагнозов или подозрений на них (в этом случае стоит обратиться к специалистам для маршрутизации и коррекции), то ещё можно облегчить ребёнку адаптацию к первому классу и обеспечить успехи в учебе. Но тут уже важна родительская включенность и поддержка. Об этом поговорим в одной из следующих статей.

Что ж, на этом всё. Если у вас возникли вопросы, пишите в комментариях. А если хотите провести диагностику готовности к школе вашему ребенку (оффлайн в Москве и онлайн в любой точке, где ловит сеть), то можете связаться со мной в ТГ.