Очень хорошая статья в The New York Times под названием «Что произошло, когда немецкий автозавод перешёл на полностью электрический транспорт», рассказывает о заводе Volkswagen в Цвиккау, Саксония, на котором работают более 10 000 человек и создаются десятки тысяч косвенных рабочих мест, который перешёл на исключительно производство электромобилей (EVs).
Этот процесс немецкий новостной сайт Der Spiegel называет «экзистенциальным кризисом немецкой автомобильной промышленности», который также переживают и другие регионы, зависящие от автомобильной индустрии, такие как Огайо. Многие аналитики предсказывали массовые увольнения и крах местных экономик, когда заводы перейдут на электромобили, но реальность такова, что ничего действительно не изменилось.
Что именно означает «ничего»? По сути, даже если многие рабочие места изменились, наряду с технологиями и производственными линиями, автомобильная промышленность достаточно хорошо справляется с переобучением своих сотрудников и может адаптироваться, как это произошло в Германии, где до 2030 года не было увольнений среди штатных сотрудников. Нет всплеска безработицы, нет банкротств вспомогательных компаний — ничего; просто ответ на быстро меняющиеся времена, когда потребители отказываются от бензина и дизеля в пользу Tesla, BYD, SAIC и других китайских электромобилей.
Традиционная автомобильная промышленность активно выступала против электромобилей, отчаянно пытаясь сопротивляться тенденции, которая явно не собирается измениться, и теперь отчаянно пытается наверстать упущенное. Те, кто думал, что доминирование Tesla продлится лишь до тех пор, пока традиционные автопроизводители не начнут выпускать электромобили, оказались совершенно неправы: теперь угроза заключается в всё более дешёвых и популярных китайских электромобилях на всё большем количестве рынков, что пугает одни страны и заставляет другие рассматривать возможность их запрета.
Хорошая новость? Переход может быть осуществлён, и он не обязательно должен привести к потере рабочих мест и массовым банкротствам поставщиков. Компании и рабочие просто адаптируются. Теперь, когда мы знаем, что традиционная автомобильная индустрия лгала нам более десяти лет, пришло время для перемен, и оказывается, что ужасные проблемы, которые, как утверждали, принесет переход на электромобили, были просто очередной ложью. С каждым днём всё яснее: надвигающаяся катастрофа не является результатом перемен, она ждёт нас, если мы не изменимся.