Найти тему
НеРАСстраиваемся

Признаки аутизма, о которых мало кто знает

Оглавление

Обычно признаки аутизма сводятся к классической триаде: отсутствие указательного жеста и зрительного контакта, отклика на имя. Однако не всегда они присутствуют вместе.

Также некоторые из них могут быть связаны и с другими проблемами. Поэтому предлагаю рассмотреть не совсем классическое проявление этой триады и другие симптомы на нашем примере.

Для тех, кто здесь впервые. Я ABA-терапевт и мама сына с РАС. Пробуем, пытаемся, боремся. Здесь я делюсь опытом. Возможно, кому-то он будет полезен.
Photo by Mohamed Hassan form PxHere
Photo by Mohamed Hassan form PxHere

Как это было у нас

В период отката ребенок перестал откликаться на имя. Зрительный контакт был, однако "скользящий". Секунды две, не больше.

С указательным жестом все неоднозначно. Неоднократно слышала от врачей и дефектологов позицию, что этот симптом имеет значение на "доречевом" уровне. Такой жест - первичный уровень коммуникации. За ним следуют слова. Если уже есть речь, то на него можно не обращать внимания.

Считаю, что здесь нужно различать алалии и осмысленную речь. Алалий у сына было очень много. Не то что слова произносил, пел песни наизусть. Поэтому мы были искренне уверены, что ребенок у нас говорящий. Этим и врачей сбивал с толку.

Указательный жест "ближний" (покажи где на картинке) появился в ноябре прошлого года. Жест "дальний" (показать самолет в небе, чтобы привлечь внимание взрослого) в июне. И именно осознанная речь, вопросы, пошли с этого же момента.

На что еще обратить внимание?

А вот еще вещи, к которым стоит присмотреться и которых мало где пишут. Как это было у нас.

https://pxhere.com/ru/photo/837883
https://pxhere.com/ru/photo/837883

1. Имитация.

Обычно малыши стараются копировать взрослых. Чистят зубки как мама, расчесываются, пытаются что-то повторить за взрослыми и тд. Эта функция напрочь отсутствовала у сына. Никогда он не пытался что-то за кем-то повторить.

Кстати, именно имитация один из пунктов, по которым разводят сенсорно-моторную алалию и аутизм. Детки с изолированными речевыми проблемами пытаются интегрироваться в общество другими доступными способами. Аутисты - нет. Даже если технически есть речь.

2. Нет тяги к совместной и творческой деятельности.

Сын долгое время был сам по себе мальчик, свой собственный. Играл один, никого в свои игры не пускал. При попытке присоединиться забирал игрушки и уходил. При попытке привлечь его к какому-то занятию - либо истерика, либо уход.

Также протест вызывал любой вид творчества, кроме пения. Он никогда ничего не рисовал, не пытался раскрасить. Также абсолютно никакого отклика не было на аппликации. Когда я пыталась заинтересовать его наклейками, требовал, чтобы они были возвращены на свои места.

А какие симптомы были у ваших деток?