Как первоапрельская шутка может вызывать споры в интернете уже на протяжении девяти лет? Всё очень просто!
В апрельском номере журнала «Популярная механика» за 2015 год была опубликована статья «А под капотом — атомный мотор».
Пересказ статьи
Ford Nucleon был представлен на различных выставках. В 1958 году его увидел второй секретарь советского посольства Владимир Синявин. Он был увлечён техническим прогрессом и с восторгом описал свои впечатления от автомобиля в отчёте.
В отчёте упоминался атомный проект, поэтому на родине его внимательно изучили. Военных идея не заинтересовала, они посчитали её пустой фантазией. Однако на всякий случай отчёт переслали в Министерство среднего машиностроения СССР, которое тогда курировало все атомные проекты и им заинтересовался Ефим Павлович Славский.
Идея показалась Славскому интересной, и он втайне попросил нескольких учёных-атомщиков изучить возможность создания такого автомобиля. Однако их ответ был однозначным: «Это пустые фантазии!»
На следующем совещании в Кремле Славский в шутку упомянул об этом разговоре — мол, вот чем занимаются американцы. Хрущёв выслушал министра и неожиданно серьёзно сказал: «А почему бы нам не сделать такой автомобиль? С ледоколом же хорошо получилось!»
Для создания автомобиля, который бы приводился в движение атомной энергией, было основано Автомобильное конструкторское бюро под руководством Александра Эдуардовича Камнева.
Идея заключалась в следующем. Традиционным реакторам требуется большое количество радиоактивного урана. Если уменьшить массу топлива, то коэффициент размножения нейтронов снизится, и реактор перестанет быть критичным — «заглохнет». Суть работы «пушечной схемы» заключается в том, что при сближении двух кусков обогащённого урана начинается цепная реакция. Коэффициент размножения нейтронов растёт, и реакция становится самоподдерживающейся.
К концу 1961 года работа над конструкцией была в основном завершена. Двигатель А21 представлял собой четырёхцилиндровый агрегат, оснащённый шайбами из обогащённого изотопом 235 урана, которые располагались на торцах поршней и цилиндров. Также в торце цилиндра находилась шайба из графита, выполняющая функцию замедлителя нейтронов. В качестве рабочего вещества использовался гелий, который закачивался в цилиндры.
После шести месяцев настройки и экспериментов двигатель, установленный на стенде, работал безупречно в течение трёх месяцев, преодолев примерно 70 000 километров. В апреле 1965 года автомобиль выехал на испытательный полигон, расположенный под городом Северском. Валентин Семёнов описывал свои ощущения так: машина была очень тяжёлой, но мощный двигатель компенсировал её вес. Разгон был быстрым, а вот с торможением были проблемы. К тому же мотор сильно нагревался, и в салоне автомобиля, несмотря на прохладную весну в Сибири, было очень жарко.
Пока инженеры создавали вторую версию двигателя ситуация изменилась. Хрущёв покинул пост генерального секретаря, а у сменившего его Брежнева не было таких амбиций. В результате проект был закрыт без лишнего шума. Два опытных экземпляра автомобилей без двигателей были сняты для дезактивации и захоронения. Долгое время они стояли на полигоне, а затем были утилизированы. Вместе с ними ушёл и тот безграничный и безрассудный энтузиазм эпохи, когда люди не боялись рисковать и брать атом за хвост.
Что в итоге?
«Волга-Атом» действительно существовала, но только как идея. Она так и не появилась на дорогах, тем более с атомным двигателем. Проект остался лишь на бумаге.
Это также подтвердил Алексей Иванов, доцент кафедры «Теоретическая механика и сопротивление материалов» давая своим студентам характеристики автомобиля в виде проверки знаний по «Теория механизмов и машин» и «Механике».
Из существующего мы имеем только макеты, коллекционные модели, тайны и моды для компьютерных игр.
К сожалению, мы не скоро увидим повсеместное использование ядерных технологий в повседневной жизни. Однако радует, что электромобили уже стали привычным явлением по всему миру. Даже новую «Волгу» предсказывали электрической, но пока этот проект не был реализован. Многие интересные концепты так и останутся на бумаге.
Благодарю вас за внимание!