Найти тему
Гуманитарщина

Софисты

Слово «софист» можно перевести как «мудрец», «знаток» или «учитель». То есть, изначально у этого слова был позитивный смысл, но потом, как часто бывает, что-то пошло не так.

Мы в 5 веке до н.э. Софисты — это учителя мудрости, которые продают свои знания обеспеченным людям. Прежде всего это знания в ораторском искусстве, искусстве спора и составлении речей. Это было важно, потому что в то время свободному греку мужского пола нужно было участвовать в жизни полиса, обсуждать политику на площадях и во время застолья, защищаться на суде и просто духовно расти. Негативный оттенок слово «софист» получило из-за того, что вся мудрость очень быстро свелась к обучению уловкам: как намеренно запутать оппонента, привести спор к противоречию или откровенному абсурду. Сегодня мы бы сказали, что софисты стали учить чёрной риторике, но нас интересует не она, а философия.

Вместе с софистами в философию приходят скептицизм и релятивизм. Получилось это очень просто. Софист Протагор сказал, что человек есть мера всех вещей. После этого короткого утверждения в истории философии начался сущий кошмар, потому если человек — это мера всех вещей, то тогда всё относительно. Нет ни объективно существующей истины, ни объективно существующей морали. Всё субъективно. Я человек, я есть мера всех вещей, и вот это мне кажется истинным и правильным. Вам так не кажется? Очень жаль. «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле» — говорит Протагор.

Также он заявляет, что «о богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни». Таким образом, прямо не отрицая богов, Протагор говорит, что установить ясность в этом вопросе очень сложно. Конечно, это было огромным ударом по традиционным верованиям, согласно которым, существование богов предполагается по умолчанию. Протагор уже не может позволить себе сказать, что боги просто есть и всё. Он в сомнениях.

Вместе с софистами начинается антропологический поворот в истории философии. От проблемы первоначала и движения, от космоса и небесных тел акцент переносится на человека и его жизнь среди себе подобных. Софисты не представляли единой школы, это были просто платные учителя. Некоторые, как Протагор, отметились особой мудростью и вошли в историю. Но при этом всех их объединяло недоверие к системе ценностей, которые предлагала традиция. Интеллектуалы уже не могли этим удовлетворится: многое казалось неоднозначным или откровенно ложным. Они на это указывали и предлагали что-то, с их точки зрения, более убедительное и разумное.

Резюме. С софистами приходит скептицизм и релятивизм, происходит антропологический переворот в истории философии: теперь философы больше думают про человека, общество и этику. Всё становится неопределённее и сложнее.

Канал в тг