Вы знаете, почему говорят "всыпать по первое число"?
Сейчас в России официально не разрешены телесные наказания ни по отношению к взрослым, ни по отношению к детям. А что было раньше?
Как появилось выражение "всыпать по первое число"
В Царской России учеников часто пороли. Когда училась в пединституте, то как-то на лекции по педагогике преподаватель сообщила, что в первой Азбуке XVII века была помещена вот такая картинка с изображением порки нерадивого ученика.
А под ней написано: "Розга ум бодрит и память возбуждает". Это высказывание приписывают Михаилу Ломоносову.
Часто пороли детей ни за что, для профилактики, так сказать. Если ученику доставалось особенно сильно, то его могли освободить от текущих порок этого месяца вплоть до первого числа следующего месяца.
Вот так и возникло выражение "всыпать по первое число".
Чтобы представить весь масштаб унижения человеческого достоинства, приведу вам отрывок из произведения Александра Куприна "Кадеты":
Он в маленьком масштабе испытал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной казни. Так же его вели, и он даже не помышлял о бегстве или о сопротивлении, так же он рассчитывал на чудо, на ангела божия с неба, так же он на своем длинном пути в спальню цеплялся душой за каждую уходящую минуту, за каждый сделанный шаг, и так же он думал о том, что вот сто человек остались счастливыми, радостными, прежними мальчиками, а я один, один буду казнен.
В спальне, в чистилке, стояла скамейка, покрытая простыней. Войдя, он видел и не видел дядьку Балдея, державшего руки за спиной. Двое других дядек Четуха и Куняев — спустили с него панталоны, сели Буланину на ноги и на голову. Он услышал затхлый запах солдатских штанов. Было ужасное чувство, самое ужасное в этом истязании ребенка, — это сознание неотвратимости, непреклонности чужой воли. Оно было в тысячу раз страшнее, чем физическая боль…
Прошло очень много лет, пока в душе Буланина зажила эта кровавая, долго сочившаяся рана. Да, полно, зажила ли?
История вопроса телесных наказаний
Телесные наказания при Петре I приобрели особый размах. Школьная жизнь была сродни казарменной. Ленивых, да и просто медленно усваивающих науки детей нещадно били плетками, розгами и палками. Для телесных наказаний в некоторых классах сидели специально назначенные отставные солдаты.
Физические наказания были распространены и дома. Во второй половине XIX века в России традиционно пороли детей по субботам, не разделяя на правых и виноватых. Об этом писал Максим Горький в своей книге "Детстве".
Как проходила эта экзекуция, вы можете увидеть на картине "Порка" художника Павла Ковалевского, 1880 год.
Розги доставались не только детям простолюдинов, но и в знатных семьях не гнушались телесными наказаниями. Так И. С Тургенева жестокая мать секла каждый день, не объясняя причины. Наказывал розгами своих детей и А. С. Пушкин.
Даже дети из царской семьи подвергались телесным наказаниям. Воспитатель Николая I бил будущего царя головой об стену. Сам император своих детей не бил, но вернул розги и плети в школу.
В России телесные наказания официально были отменены в 1903 году.
Как меняется отношение к физическим наказаниям детей
В 1992 году на вопрос анкеты: "Допустимо ли наказывать детей физически?" только 16 % россиян ответили утвердительно.
В 2004 году также проводился опрос на эту тему, и телесные наказания детей одобрили 54 % россиян. А в 2008 году с мнением, что иногда школьников надо наказывать, согласились 67 %.
В 2015 году в Самаре разгорелся грандиозный скандал. Одна книжная торговая сеть перед первым сентября стала торговать розгами, разрекламировав это средство для улучшения успеваемости на банерах с высказыванием М. Ломоносова.
К товару, который стоил 99 рублей 90 копеек, прилагалась "инструкция по применению". В ней говорилось, что изделие, которое имеет "высокую гибкость, хлесткость и износостойкость", следует "с небольшой силой приложить к нуждающемуся в воспитании".
Руководство компании, оправдываясь, говорили, что это "милая шутка", чтобы родители, собирающие детей в школу, могли посмеяться и снять стресс.
Правоохранительные органы "шутку" не поняли, и было заведено дело о незаконной рекламе. А правозащитники раскритиковали акцию, назвав её пропагандой агрессии и насилия.
Уполномоченная по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова заявила:
Это самая что ни на есть пропаганда агрессии и насилия. Получается, что солидная организация, занимающаяся реализацией учебников и художественной литературы, попросту продает "орудия", используемые для телесных наказаний детей. На мой взгляд, современные и уважающие себя родители должны использовать иные методы и средства, которые не будут унижать достоинство ребенка.
А протоиерей Иоан Мохов, настоятель храма святителя Спиридона (Самара) на вопрос о допустимости наказаний ответил так:
Поэтому отношение к тому, наказывать ли и чем наказывать — это прерогатива родителей. Каждый родитель должен по своему усмотрению, сообразуясь с нравственностью и религиозностью, решать сам. Не наказывать? Дай вам Бог, чтобы дети так воспитывались. Я не буду приводить личный пример, но у нас в семье наказывали, вот и вырос нормальным человеком. Вопрос наказания должен лежать, я думаю, в сфере прав родителей. Наказывать можно, но смотря чем. Вот условно до 1917 года у нас была другая страна (территория-то и сейчас осталась прежней), вот там и розгами секли, и на горох ставили, но не за просто так ведь наказывали, от нечего делать. Все должно быть для пользы дела. И нет здесь никаких проблем. Единственное, что у нас все обычно бросаются в крайности: если уж наказывать, то до крови, чуть ли не до смерти. Воспитание должно быть мотивированным. Но однозначно дети должны знать о наказаниях.
Меня отец наказал физически только один раз, а второй раз я ему не позволила это сделать. Об этом рассказала в этой статье 👇
А вас в детстве родители били ремнем?
В наше время многие родители даже голос не повышают на своих детей, выполняют любые прихоти дитятки. Я против любых крайностей. А что по этому поводу думаете вы? Вы наказывали физически своих детей?
P. S. Материалы полностью, или частично, могут дублироваться на моем канале на Паблико.