Найти тему
Газета Солидарность

Раскрыл секрет кухни высшего образования. Настоящая наука, способная изменить мышление студента, ждет его за прилавком фастфуда.

Оглавление
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выступил перед депутатами Госдумы, рассказав о состоянии дел во вверенной ему сфере. Если верить докладу, растет и число абитуриентов, и их качество, а будущие кадры уже готовятся чуть ли не “под ключ” для конкретных предприятий. А если верить некоторым депутатам, то из-за низких зарплат преподавать в вузах идет только малая часть выпускников, что грозит в итоге и науке, и промышленности. А если прислушаться к еще “более некоторым”, можно подумать, будто настоящая наука, способная изменить мышление студента, ждет его за прилавком фастфуда. (Но это неточно.)

“СТОИТ ВМЕСТЕ ПОДУМАТЬ”

В 2023 году почти 54% выпускников поступили на бюджетные места в вузах в том же регионе, где оканчивали школу. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков считает, что теперь “они обучаются по востребованным местными работодателями специальностям и с большей вероятностью останутся работать в своем родном регионе”. Причем “ведущие региональные университеты увеличили прием на десятки процентов”. Этими и другими соображениями министр поделился 31 июля с депутатами Госдумы во время “правительственного часа” на последнем заседании весенней думской сессии.

Занятно, но у вуза, как у нефтепровода или метрополитена, все-таки есть предельная пропускная способность: он способен принять определенное количество студентов. И если где-то прием увеличился “на десятки процентов”, это говорит либо о рывке в развитии инфраструктуры, либо о том, что еще недавно “ведущий университет” был крайне непопулярен. А возможно, имелось в виду, что прием увеличился на десятки процентов у этих вузов в сумме, и тогда все не так уж удивительно и восхитительно. К сожалению, мы вынуждены гадать: от дипломированного юриста Фалькова можно было бы ожидать чуть большей точности. Впрочем, министерству действительно есть чем похвастать:

- Наш флагманский проект “Передовые инженерные школы” - это формат глубокого взаимодействия университетов с бизнесом, с предприятиями реального сектора экономики в интересах конкретных отраслей, - рассказывал министр. - Проект настолько хорошо зашел и востребован, что мы уже провели два отбора, получили поддержку президента и до 2030 года отберем еще 50 передовых инженерных школ.

“Передовые инженерные школы”, судя по этому описанию, должны идеально вписаться в новый нацпроект “Кадры”, старт которого с начала следующего года анонсировал президент. На рельсы этого нацпроекта, что логично, уже сейчас переходят вузы (ссузы на самом деле тоже, а в чем-то даже и школы, но это уже сфера ответственности Минпросвещения). Ведь учебный год начинается не в январе, а уже через месяц, в сентябре. –

Частью перехода на новую модель станет формирование контрольных цифр приема на основе прогноза кадровой потребности, а трудоустройство по окончании вуза становится важнейшим показателем качества работы ректора, его команды, кафедры, факультета и в целом всего университета, - продолжил Фальков. И то, что в его словах для депутатов - презентация, для ректоров, несомненно, предупреждение.

Есть у министерства планы и в законодательной плоскости: “Нам стоит всем вместе подумать над тем, чтобы закрепить полноценно статус молодого специалиста”. Между нами, об этом уже не первый год “все вместе” думают и депутаты, и профсоюзы с работодателями - как минимум с начала обсуждения новой редакции закона “О занятости”, принятой в прошлом декабре. Но подключение к работе одного из профильных министерств будет, безусловно, приятно и, возможно, даже полезно:

- Это очень важно для решения проблемы обеспечения кадрами нашей экономики. И предлагаю до конца этого года проработать вопрос правового статуса молодого специалиста. То есть установить его права, обязанности, дополнительные гарантии и меры поддержки и закрепить этот статус на законодательном уровне, - призвал Валерий Фальков.

КУДА НЕСЕТСЯ МОЛОДЕЖЬ

Молодежи, если верить министру, вообще уделяется повышенное внимание. Как будто Минобрнауки наконец нашло ответ на вопрос, что первично: яйцо или курица. А в данном случае - наука или высшее образование. Ведь одно без другого тоже, как правило, не бывает. (“Как правило” - потому что яйца кладут и змеи с черепахами, а учеными становятся и самоучки; но мы все-таки про классику.) Как говорит Фальков, в рамках программы “Молодежные лаборатории” для молодых исследователей создаются рабочие места. (На данный момент 940 мест, из них 200 - в текущем году.)

- Отдельно хотелось бы отметить, что 58% сотрудников этих лабораторий [еще] не достигли возраста 30 лет. То есть это наше будущее, будущее российской науки, - Валерий Фальков, как и пристало ученому, в каждом яйце видит будущую курицу, несущую яйца, и желательно золотые. - Мы фиксируем, что сегодня численность персонала, занятого исследованиями и разработками, возросла и постепенно растет в разных возрастных когортах: как в возрасте до 39 лет, так и в возрасте до 29 лет. Это очень важно. Это два основных возраста, по которым мы замеряем интерес молодежи к науке.

По словам главы думского комитета по контролю Олега Морозова (“ЕР”), за ростом числа студентов не поспевает численность профессорско-преподавательского состава, “что приводит к повышению нагрузки на преподавателей и негативно сказывается на учебном процессе”. То есть вчерашние студенты неохотно идут преподавать. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин (КПРФ) знает почему:

- Фактическое неисполнение указа президента России в части оплаты труда преподавателей вузов во многих регионах. Согласно докладу, в 2023 году указ не был исполнен лишь в 15 субъектах Федерации, причем отклонение составило не более 5%. Однако это - чудеса статистики. По данным Высшей школы экономики, в 2022 году средняя зарплата преподавателей вузов составила 83 с половиной тысячи рублей, то есть 128% от зарплаты в экономике, а не 200%, как положено по указу. - Историк-педагог Смолин не хуже иного технаря разбирается в цифрах. Но это еще та, старая школа… - При этом количество часов на одну ставку, по сравнению с советскими временами, увеличилось с 720 до 900. Но на одну ставку практически никто не работает. Говорят: на одну ставку есть нечего, а на две есть некогда. В

“МАКДАК” ЗА ИЗМЕНЕННЫМ СОЗНАНИЕМ

Тему еды удачно продолжил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР). Ну, как - удачно… Он настаивал на том, что вузы не должны ждать милостей от государства. А должны активно брать их сами - у частных инвесторов. И привел такой пример:

- Пример такой - Российский биотехнологический университет, где в партнерстве с компанией “Вкусно - и точка” (бывший ресторан быстрого питания “Макдоналдс”. - П.О.) мы выдаем более сотни стипендий повышенных вместе с индустриальным партнером, - раскрыл секрет кухни высшего образования Чернышов. - Это - правильно. И привлечение таких партнеров - это как раз разговор о том, как предприниматель, конкретный работодатель через несколько лет даст то самое рабочее место, и ребята пойдут работать. Без этого - никуда.

Конечно же, стоит обратить внимание на специфику конкретно Российского биотехнологического университета, который готовит квалифицированные, если не сказать мощные, кадры именно для пищевой промышленности. Однако в России “Макдоналдс”, у которого теперь сменилось название, стал притчей во языцех по части условий труда. А заявление Бориса Чернышова автоматически читается так: человек с дипломом о высшем образовании встанет за кассу в общепите. И “это - правильно”. (Впрочем, что касается сети “Вкусно - и точка”, мы должны отметить, что жалоб на условия труда там в редакцию не поступало. И мы говорим исключительно о некотором “фольклорном” наследии, доставшемся от бывших владельцев, с чем новые, надеемся, успешно борются или уже побороли.)

Но, кстати, если рассматривать то же стояние за кассой не как итог пяти лет обучения, а как производственную практику, то почему бы и нет: любая система требует системного же понимания. Хотя и здесь не все так однозначно:

- Наша фракция предлагает для студентов ввести рабочий отпуск, чтобы ребята могли получать реальный производственный опыт, а потом уже возвращаться обратно в университеты с совершенно измененным мышлением, пониманием своих задач, - огласила идею Ксения Горячева из “Новых людей”.

В общем, как ни докладывай депутатам об успехах в науке и высшем образовании, а принцип “забудьте все, чему вас учили в универе”, похоже, не изжить. Хотя, казалось бы, сколько уж поколений новых людей успело состариться.

Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"