Найти тему
ФамилиЁ

СДВГ. Может ли он НЕ напрягать.

Далеко не отходя от кассы черкну пару слов про мой любимый синдром. И снова спасибо Оле, и еще одному комментирующему автору, Ларисе, за наводку на мысль. Итак - поговорим про СДВГ.

Как говорит Вики (не люблю ее, но это самый простонаходимый словарик), СДВГ, то бишь синдром дефицита внимания и гиперактивности - это расстройство внимания с гиперактивностью или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ну, видимо, в зависимости от того, какой симптом преобладает). В общем, расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью. В МКБ-10 синдром относился к гиперкинетическим расстройствам, а с приемом МКБ-11 стал относиться к нейроонтогенетическим расстройствам.

МКБ -10 в нашей стране был введен с 1999г. Я не знаю, что использовали до того и был ли там этот самый СДВГ, но до появления у меня сыновей, в родительской среде я про такой синдром никогда не слышала. Хотя дети такие были всегда, более того, такой ребенок был и в нашей семье, но вот диагностировать ему ничего не диагностировали (да даже не предполагали и не говорили, что что-то в его поведении "не так"). Вот когда СДВГ поставили сыну и я почитала про симптомы, стало понятно, что и племяшка тоже был вот прям махровый сдвгшка.

В младенчестве он был идеальный ребенок: если он был сыт, то он спал. А вот когда пошел ... - тут и началось "держите меня семеро". А когда еще и заговорил (речь у него появилась сравнительно поздно), стало совсем весело. Ребенок не останавливался (ну почти, долго сидеть на одном месте он мог только за двумя вещами: чтением и собиранием лего) и не замолкал (молчал только, если читал или спал и то - не всегда).

Был у нас момент, который мне запомнился и я люблю о нем рассказывать. Как-то мы поехали на дачу все вместе, то есть включая сестру, племяшкину маму, на пароходике. Ребенку было года четыре-пять. Вниз ОМик у нас до дачи доходит часа за полтора-два. Ну и в общем, взяли мы ребенку книжку и машинки. Так на пароходике мы: два раза почитали книжку, покатали машинку, сходили, посмотрели на волны за бортом, посидели в спасательной шлюпке, покатали в спасшлюпке машинку, залезли на ящик со спасжилетами, почитали там, снова посмотрели на волны, спустились в трюм, вылезли из трюма... ну вы поняли - ребенок все делал не дольше 5 минут. И вот... через час.. сестра отчаянно выдала: "Ну что ж это такое! Ну ты ж вообще на месте не можешь сидеть!! Ну вот же мальчик.. с бабушкой... сидит себе... спокойно.........целый час............, - и уже на сниженной интонации, - .... ненормальный какой-то".

Понятно, да? Хоть гиперактивность дитятки нас и напрягала временами, но чем-то ненормальным воспринималось как раз обратное, заторможенное, поведение. Почему? Ну, вероятно, потому что флегматик в нашей семье только наша мама. Остальные все - живчики. И отклонение поведения племяшки воспринималось примерно так же как и отклонение от нашего собственного поведения того же поведения мамы, которая могла спокойно сидеть в кресле и читать книжку... целый день.

По той же причине сестре с сыном, ну как я думаю, было тяжелее, чем мне - она спокойнее. А я в отца и если сестра, как и мама, увлекалась чтением, то я лазала по деревьям, гоняла пацанов (да, да, - атаманом всегда была я) на рыбалку, вырезала лук со стрелами, строила шалаши, играла в ножички и прочее, прочее. Ну и как бы поэтому всему, ребятенка нашего лично я воспринимала как - классный пацан, шустрый.

Про пару эпизодов из его детства писала здесь:

Но и кроме фонтана и стрелок с крышей, много чего можно вспомнить....

Как он, года в три, ножницы в розетку засунул (хорошо с пластиковыми ручками были) и у нас во всей квартире свет разом пропал (такой треск с искрами и резко света нет), - представляете да мое состояние, пока из кухни в комнату, где был деть, долетела.

В те же три (в четыре он уже плавал) он у меня в Волгу скатился - пошел со мной на рыбалку, так за три секунды пока я от бревна до удочек развернулась, он на это бревно сел и вместе с ним и плюхнулся в воду. Первый (и последний) раз в жизни у меня сработала моментальная реакция, схватила его за шиворот и вытащила. А глубина там была хорошая, если б сразу не уцепила, пришлось бы нырять.

Не помню, сколько ему лет было, но вечером не лег спать, а сидел лего собирал, ну и когда услышал, что мать в его комнату идет, резко типа "лег" в постель. "Лег" лбом об угол подлокотника. Кровь хлещет, у сестры истерика, на дворе ночь... Поехали с ним в травму зашиваться - шрам до взрослого возраста сохранился. И травма эта была не единственная - поскольку драться он дрался все детство, то чего мы только не гипсовали. Самый смак был сломанный палец: поцапался с одноклассником и от души треснул тому по рюкзаку. Рюкзаку пофиг, а палец сломан.

Ну а это автор. Тоже с гипсом)) Рука правда сломана не была, была трещина. Но бабушка, фельдшер, поставила на уши всю городскую больницу славного, но маленького городка Октябрьский, и имевшихся там на тот момент практикантов заставила загипсовать (наложить лангетку) внучке руку. А тоже... засмотрелась на что-то и навернулась через бордюр. Когда приехали - мама была в шоке)))))
Ну а это автор. Тоже с гипсом)) Рука правда сломана не была, была трещина. Но бабушка, фельдшер, поставила на уши всю городскую больницу славного, но маленького городка Октябрьский, и имевшихся там на тот момент практикантов заставила загипсовать (наложить лангетку) внучке руку. А тоже... засмотрелась на что-то и навернулась через бордюр. Когда приехали - мама была в шоке)))))

Но как бы не дрался, общительный был тоже до жути -уже в первом классе я присутствовала на педсовете на тему "Нужно ли первому классу дружить с одиннадцатым", - это наш шкет сначала подговорил пацанов своего класса "напасть" на старшеклассников (уж не помню, какой там повод был) и они аки тараканы налетали на одного парня и висли на нем, с чем тот справиться, конечно же, не мог и под таким яростным напором обычно падал. А потом он также этих своих пацанов с одиннадцатым классом и подружил, и они стали ходить друг к другу в гости, на другой этаж.

В школе он вообще пару первых лет провел под партой. То ручка упадет, то листок... Крутился юлой. Хорошо рост был немаленький, что позволило его выселить на последнюю парту, чтобы классу не мешал. Но, как я в комменте и писала, учительница мне лично жаловалась: "Не могу даже двойку поставить. Вылезает из-под парты и на все вопросы правильно отвечает". Спасал интеллект и любовь к чтению. В какой-то момент ему вообще разрешили, когда на уроке скучно, доставать свою книгу и читать... чтобы не мешать другим учиться в тех местах, где он уже все знает. Ровно также как он шустро передвигался, так же шустро он усваивал информацию. То есть мозг одинаково быстро работал в обеих ситуациях, при любом виде деятельности. Читал (и читает до сих пор) аналогично - книжка в 300-400 листов спокойно проглатывается за день.

Так вот. Я абсолютно уверена, что во многом успешность лично моего приемства обеспечил мне племянник.

Во-первых, это опыт. И это офигеть какой опыт - к моменту появления у меня приемных сыновей, у меня в анамнезе уже был почти взрослый, пятнадцатилетний, самостоятельный ребенок. С которым мы прошли и детский сад, и школу, и драки и первые влюбленности, а раньше и пеленки с колясками.

А во-вторых, это была прививка от СДВГ. Как я люблю повторять, как бы не чудили мои сыновья, а чудили они капитально (одно то, что старший в первую же прогулку убежал от бабушки (вот прям так, в пять лет, в незнакомом городе - вырвал руку и убежал) чего стоит - сыновья даже вдвоем ни разу не переплюнули своего старшего двоюродного брата.

Да, он был умнее (хотя парня, который полез на парапет причала для катеров... зимой... над замерзшей Волгой... имея весьма немалый вес... на спор перед девчонками, - сложно назвать шибко умным). но объективно интеллектуально он, безусловно, более развит, чем мои сыновья. И это при наличии СДВГ очнь много значит - умным больше прощается.

Ну прям банальный пример. Имея проблемы с волевым моментом, что племянник, что сын - много пропускали в школе. Племяшка, например, в старшей школе хронически не ходил на первые уроки. Практически никогда (ну за исключением дней, когда на первый урок выпадала алгебра). Он сова - и мог проспать и второй урок тоже, а уж первый - обязательно. У сына с посещаемостью тоже туго - сейчас, например, в колледже, он может высидеть целый день (а это может быть и с 9 до 18), но проходить без пропусков целую неделю ему еще ни разу не удалось. Но, если с племяшкой эти его прогулы не порождали никаких никогда проблем (ну кто будет ругаться на ученика, который олимпиады выигрывает?). То с сыном у школы всегда к нему были претензии. Не потому что он приемный. И не потому что у него СДВГ. А потому что с неаттестацией из школы не выпустишь.

Итак, о чем я хотела сказать этой статьей. Ну примерно о том, что само по себе СДВГ больших проблем может и не создавать. Ну и да, СДВГ вообще перерастается примерно к пубертату.. И приемность сама по себе проблем тоже может не создавать. И об этом я писала. Тут:

И вообще само по себе редко когда что создает глобальные проблемы (ну если мы все же не о большой психиатрии). Проблемы обычно вызываны комплексом обстоятельств (одно из которых почти всегда - характер взрослого). И если хотеть с этими проблемами справляться, нужно это хорошо так осознавать. И не путать причину с поводом. Так, ребенка могут выдавливать из школы не потому что он приемный (даже если эта приемность фигурирует во всех спорах, конфиктах и заявлениях - это будет только повод), а потому что он (или его родитель) школе неудобен. А неудобен он опять же не потому что приемный, а по целому ряду причин.