Как подготовить ребенка к новому учебному году, применять игровые практики, привить интерес к учебе и избегать бессознательных комплексов, которые формируются к 12 годам, об этих сложных вопросах побеседовали в медиастудии ГТРК «Владивосток» с Тамарой Атаманчук, педагогом-психологом образовательного учреждения «Ступени».
Ведущая - Елена Штылина.
Елена Штылина:
- Добрый день, сегодня у микрофона психолог Тамара Атаманчук, педагог-психолог образовательного учреждения «Ступени» и, что немаловажно, клинический психолог по образованию. Тема нашего разговора в первую очередь заинтересует родителей, чьи дети с началом учебного года сядут за парты. Уже совсем немного времени осталось до этого волнительного момента, поэтому такой вопрос. Тамара, сложно ли детям после длинных летних каникул возвращаться опять к учебе? И вообще предусмотрен ли системой образования специальный период адаптации детей к школе?
Почему тяжело повторять пройденное и вставать по утрам?
Тамара Атаманчук:
- Конечно, сложно. Наверное, детям, как и многим из нас, после отпуска очень тяжело вернуться на работу. А тут еще так вышло, что дети целых три месяца отдыхают. И на самом деле каникулы в России, они у нас самые долгие по миру. То есть обычно этот месяц или два, а у нас аж три месяца. И это длительное время, во время которого мало какие дети читают, пишут.
То есть даже я вспоминаю себя в седьмом, восьмом или девятом классе, когда прихожу, а как пишется буква «ы» или буковка «в». То есть это забывается, потому что отсутствует практика, это нормальный такой процесс. И все учителя знают, что первые половина месяца у нас это адаптация. И учеба реальная начнется у нас с середины, например, сентября или даже ближе к октябрю.
Именно по этой причине, все вновь начинают повторять пройденное. И учителя, когда так говорят не потому что они там, не знаю, хотят подшутить над детьми, а действительно потому что это нормально. Мы сейчас опять с вами вспоминаем то, что мы учили целый год в прошлый раз. Поэтому детям тяжело, но я хотела еще сказать о том, что тяжело еще потому, что это пробуждение.
Очень тяжело просыпаться в школу. Сложно и по той причине, потому что во время каникул многие родители до сих пор работают. То есть отпуска у нас все-таки меньше, чем каникул. Следить за детьми тяжело. И происходит так, что ну я пошла на работу, а ребенок встал в 12, в час дня. И режим сбивается. Когда сбивается режим сна, у нас получается то, что мы имеем опять неожиданно. 1 сентября мы встаем в 6 утра, и так каждый день. И это тоже довольно-таки значительная проблема, которая влияет на все наши высшие психические функции, на то, чтобы мы понимали информацию, которая нам приходит, и чтобы мы запоминали ее и так далее. Поэтому тяжело, но все всегда знают, что дети вначале потихонечку раскачиваются. Поэтому это учитывается, и какие-то новые темы даются значительно позже. Поэтому это все предусмотрено, можно так сказать.
Кроме того, еще рекомендация такая, это начать проговаривать, что вот, например, с начала августа или с середины скоро у тебя начнется учеба, мы опять с тобой будем учиться. В шуточной форме можно начать вспоминать разные правила, разные исторические процессы, может быть математику в игровой форме повторять, начать на скорость друг с другом решать в сопротивлении.
Таким образом, мягким таким процессом мы восстанавливаем этот режим обучения, и ребенок уже приходит с осознанием: «О, а я это уже помню. Я знаю, я не прям удивлен начавшейся учебе (прим.ред.), что неожиданно вчера я был в бабушке на даче, целые сутки, весь месяц плавал на речке, и тут мне нужно в 6 часов красиво-опрятно надо одеться и помнить, что у меня такая-то ручка и такая-то куртка, и я иду куда-то».
Проговаривайте с ребенком все совместные и индивидуальные действия и проблемы
Еще наталкивалась на такую забавную рекомендацию, я немножечко посмотрела, и мне она понравилась в том плане, что про проговаривание родителями тех или иных фактов при сборе ребенка в школу (прим.ред.), еще говорить, а в чем же ты еще идешь сегодня? Мне очень понравился пример такой: ребенок может проснуться, еще сонный, и он ничего не помнит, мама дала ему какую-то куртку, он ушел зимой в школу, а потом, когда уже пробудился, смотрит, и не может найти свою куртку, потому что он не помнит, в чем был. А мама же не проговаривала этот факт (прим.ред.), и ребенок уже не помнит, в итоге не за что зацепиться. И мне показалось это довольно забавным таким пунктом, но действительно оно так иработает. То есть даже если нам кажется, что ребенок нас не слышит, игнорирует или еще что-то (у всех разные отношения), но вербальная информация (прим.ред.) откладывается так или иначе. Он может сейчас сказать, что ты мне говоришь, неважно, но потом, когда ему действительно пригодится информация, он будет хотя бы к этому готов, либо будет знать, что делать в той или иной ситуации.
Елена Штылина:
- Ну да, главное говорить ребенку, для чего это нужно, мотивировать правильно, и все будет хорошо. Ну а вот если говорить о не даром же говорят, что в первый раз, в первый класс идут не только дети, но и родители, какие им можно дать советы и рекомендации?
- Тамара Атаманчук:
- Кроме того, как я уже сказала, есть те системы, которые формируются еще с самого садика. Если есть режим сна, то уже полдела (прим.ред.), а это такая крутая база, которая позволяет детям развиваться и получать новые знания более качественно. Потому что если у нас плохо со сном, если мы плохо покушали, то же самое касается когда в кабинете душно, почему надо, чтобы дети выходили на перемене и проветрилось помещение, тогда ребенок очень плохо вообще воспринимает информацию.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».