Найти тему

Донбасс. Резервный полк

23 февраля 2022 года, за день до начала специальной военной операции, в ходе всеобщей мобилизации в ЛНР был сформирован 208-й резервный полк Народной милиции Луганской Народной Республики. В его состав вошли студенты, шахтёры, рабочие, музыканты, представители многих других гражданских профессий. С включением республики в состав Российской Федерации полк стал боевым подразделением Министерства обороны России. Воевал на самых тяжелых участках фронта. В июле 2022 года вместе с регулярными частями и подразделениями российской армии резервисты полностью освободили ЛНР. Сегодня полк влился в 6-ю казачью бригаду имени атамана Платова.

С 2014 года рядом с бойцами полка находились кинодокументалисты, чтобы проследить и запечатлеть в истории их судьбы.

Номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2024 (номинация «Лучший полнометражный фильм») стала картина «Донбасс. Резервный полк» (2023, 87 мин., ООО «Краснодарская киностудия имени Николая Минервина», 16+).

Мы побеседовали с автором киноленты, режиссёром, сценаристом, оператором, киноведом, педагогом, руководителем Краснодарского отделения Союза кинематографистов России, лауреатом международных кинофестивалей Валерием Тимощенко.

Валерий Тимощенко
Валерий Тимощенко

- Как вы стали кинодокументалистом?

- Я сознательный провинциал. Родился в Краснодаре, но все корни у меня станичные. Мама работала учителем русского языка и литературы, отец – слесарем-инструментальщиком на станкостроительном заводе.

Меня почему-то всегда тянуло к литературному творчеству, хотелось рассказывать истории. В советское время сразу после школы поступить на журналистский или философский факультеты МГУ, в Литинститут, на режиссёрский факультет ВГИКа было практически невозможно, требовался жизненный опыт (и это правильно). Я выбрал киноведческий факультет.

В то время во ВГИК сдавали семь вступительных экзаменов: три творческих и четыре общеобразовательных. Некоторые абитуриенты падали в обморок и сходили с дистанции. Я был кандидатом в мастера спорта по самбо, и мне помогла в испытаниях хорошая психологическая подготовка.

По окончании института предлагали хорошие варианты распределения: редактором на Беларусьфильм, заместителем директора областной ВГТРК в Томск, да и в Москве мог остаться - мне симпатизировали многие девушки. Однако я хотел быть поближе к пожилым родителям, к тому же считал, что необходимо развивать родную территорию, и вернулся на Кубань.

Организовывал киновечера в станичных кинотеатрах; ставил спектакли зонг-оперы по собственным пьесам в народном театре. Поняв, что мне не хватает социального, писательского опыта, занялся журналистикой, в том числе расследовательской и военной. Во время землетрясения в Армении (в 1988 году. – Прим. ред.) командовал спасотрядом в Ленинакане. Теперь мне было о чем размышлять и писать.

По одному из моих сценариев на Свердловской киностудии сняли документальный фильм «Пейзаж с постаментом». Это портрет поколения. Рассказ о пожилой паре - тете Шуре и дяде Боре, всю жизнь проработавших на Новороссийском цементном заводе, которые установили у себя в саду выброшенную скульптуру Сталина как памятник своей нелегкой жизни.

Когда моему отцу было пятнадцать лет, после окончания школы фабрично-заводского ученичества, он был осуждён на пять лет заключения «за саботаж» и попал в страшный Челяблаг. Выжил чудом - спасла бригада политических, тех самых, что по 58-й статье (контрреволюционная деятельность. – Прим. ред.). В лагере их называли «фашистами», но отец как-то сказал, что лучше людей он не встречал.

Иными словами, не так важны взгляды и убеждения, как дела и поступки...

Картина «Пейзаж с постаментом» получила Гран-при на международном фестивале дебютов «Молодость», на фестивале в Карловых Варах и много других наград.

- Почему занялись режиссурой?

- Понял, что есть темы, которые приходят раз в десять лет, и их никому нельзя передоверить. Значит, надо самому становиться режиссёром…

Стал снимать на Ростовской студии кинохроники киножурналы, потом фильмы. В определенный момент произошла революция в отечественном кинематографе - было принято решение распределять государственное финансирование не по студиям, а по замыслам, по заявкам, и многие компании остались без средств.

Поскольку я много работал в журналистике и видел реальную жизнь, в голове было великое множество сюжетов. Сделал пять успешных заявок для Ростовской киностудии, а через некоторое время стал работать самостоятельно - создал киностудию сначала в Новороссийске, потом в Краснодаре, назвал ее именем Николая Минервина - одного из пионеров кинематографа, о котором мало кто знает. В 1908 году Минервин снимал настоящее документальное кино: о переходе Екатеринодарских студентов и гимназистов через Кавказский хребет, о строительстве Туапсинского порта, о карачаевцах в дальних селениях на склонах Эльбруса, о станичных казачьих праздниках, о свадьбах адыгов, о снежной буре в Екатеринодаре и др.

- В 2015 году вы сняли фильм о Николае Минервине «Потерянный мир»…

- Да, я сделал этот фильм по заказу телеканала «Россия-Культура». Это канал, где работают порядочные люди. Они сами генерируют блестящие сценарные идеи и поддерживают мои замыслы. В цикле «Чистая победа» продюсера канала Виталия Трояновского я снял восемнадцать картин, и ещё планируются две в преддверии 80-летия Победы. В целом совместно с «Культурой» мы создали около сорока фильмов. Недавно вышла лента «Сыны полков» (о юных участниках Великой Отечественной войны. – Прим. ред.), признанная лучшим документальным фильмом на кинофестивале «Кино детям» в Самаре.

- Почему вы предпочитаете военную тематику?

- Во мне течет и казачья, и черкесская кровь. Я вёл съемку почти на всех постсоветских военных конфликтах с 1992 года: в Абхазии («Заповедник», «Не стреляйте в оператора»), в Чечне («Два комбата»), в августе 2008 года в Южной Осетии («Когда упало небо», совместно с реж. Теминой Туаевой, «О времени и о реке. Терек»). С 18 июня 2014 года по сегодняшний день снимаю на Донбассе, куда за это время у меня было уже около тридцати командировок. Вышли картины: «Луганская повесть» и «Донбасс. Близкие люди».

Война всегда рядом, она тлеет, как чума... Как только империя ослабевает, её окраины начинают полыхать. Война не сама болезнь, а ее симптом, проявление глубинных, важнейших для народа процессов. Для философа, писателя, чтобы их понять, на войне самое место. Лев Николаевич Толстой, как известно, был капитаном артиллерии. Сражался в самом пекле Кавказской войны, больше полугода при обороне Севастополя под жутким огнем командовал редутом. Поручик Михаил Юрьевич Лермонтов руководил сотней казаков-«охотников» (добровольцев) - спецназом того времени. Александр Сергеевич Пушкин с нашими войсками добрался аж до Эрзерума, самой, пожалуй, труднодоступной части враждебной Турции, и написал об этом. Согласитесь, я в хорошей компании. (Смеется)

- Когда вы начали работу над фильмом «Донбасс. Резервный полк»?

- В значительной степени в конце февраля 2022 года, когда прошло чуть меньше недели с начала СВО. Пытался проникнуть на Донбасс и добраться до моих друзей, находящихся на передовой (в фильме это есть) – героев моих предыдущих фильмов.

- Как вы познакомились с бойцами – участниками ваших картин?

- Когда десять лет назад началась война, я вместе с иеромонахом Пименом поехал на Донбасс с гуманитарной помощью. Чтобы подтвердить, что я режиссёр, а не засланный шпион, захватил свои фильмы на дисках.

На границе обычно существует место, где собираются «сталкеры», которые только им ведомыми путями проводят вглубь войны таких пришельцев, как мы, или провозят гуманитарную помощь туда, где страдают мирные люди. На таком пятачке нам навстречу и вышли мои будущие герои - ополченцы, добровольцы: атаман Луганского округа Донского казачьего войска, душа-человек, слуга царю, отец солдатам, которого, увы, уже нет в живых, Леонид Александрович Рубан и Владислав Багринцев (позывной «Казак»). Я сказал, что хочу снять правду об этой войне. Влад вспомнил, что видел мой фильм. Я ещё никогда не был так рад дать кому-то автограф, как этим ребятам…

Дальше мы поехали вместе и уже не расставались. Бойцы признали нас своими, всегда прикрывали в случае опасности.

Все они - мои герои - навсегда останутся для меня близкими людьми, друзьями. Некоторых из них обучил видеосъёмке, и они теперь мои коллеги. Кто-то стал профессиональным военкором.

- Что главное в работе с героем?

- Первая задача документалиста (я и как мастер курса говорю об этом своим студентам) - заслужить доверие героев. Для этого необходимо самому быть искренним. Искренность - самый редкий талант. У Л.Н. Толстого, например, он есть. Можно сказать красиво, но то, чего на самом деле не думаешь, и как бы красиво это ни звучало, зритель всё чувствует.

- Какую задачу вы ставили перед собой, создавая этот фильм?

- Проследить судьбы людей, русских людей, внутри войны. Свидетельствовать, как человек остается человеком в нечеловеческих условиях.

Первая задача документалиста - оказаться там, где происходят главные события времени. Попытаться зафиксировать реальность и правдиво рассказать о ней.

Владиславу, который в 2014 году был командиром взвода, потом начальником штаба полка, в 2022 году досталось командовать буквально толпой людей, которых похватали тут и там. Половина из них не служили в армии, не держали оружия, некоторые не годны к военной службе по состоянию здоровья… Автотранспорта не выделили, чтобы добраться до места назначения, отряду пришлось идти по обочине просёлочной дороги 47 километров. Некоторые в дороге умирали от инфарктов. На протяжении всего пути нельзя было шагнуть ни вправо, ни влево: с одной стороны мины, с другой - военная техника, которая могла затянуть под себя и перемолоть. Были и такие случаи.

Постепенно полк стал одним из передовых подразделений, успешно выполняющим задачи наряду с профессионалами. Брал Лисичанск, стоял под Кременной, последним уходил из Красного Лимана, штурмовал Червону Дибраву, воевал под Бахмутом.

Конечно, были потери. Одна из горьких, но неотъемлемых обязанностей командира – прийти к матери погибшего бойца, рассказать о нём, принести личные вещи. Многие в подразделении, включая командира, родом из одних мест, знают друг друга, родственников. Я присутствовал при этих встречах, но не смог вставить их в фильм.

- Вы работаете над продолжением картины?

- Фильм постоянно пополняется, он будет более многозначный, объемный. На сегодняшний день у меня уже есть обновлённая версия по сравнению с представленной на соискание премии «Золотая Свеча». В неё включены события, произошедшие после 2022 года. Надеюсь, картина будет показана в ноябре на Международном кинофестивале «Русское зарубежье» (проводится в Москве и онлайн. – Прим. ред.).

Влад Багринцев перенёс осколочное ранение обеих ног. Почти год пробыл в госпиталях. В Санкт-Петербурге мы сняли с ним несколько глубоких, серьезных интервью. Я хотел бы показать всю эту и трагичную, и славную историю последовательно, увиденную сегодняшними глазами. И это будет уже другой фильм - «Слово о полку».

Параллельно по заказу Фонда поддержки регионального кинематографа мы делаем ленту «Донбасс. Передовая. Казаки».

- Вы доцент Ростовского филиала ВГИК - руководитель мастерской. Студенты интересуются исторической, военной тематикой?

- От Ростова до Луганска 155 км, до Мариуполя 200 км. Война рядом. И мы не можем это обойти. У меня семь студентов, и трое из них уже сняли фильмы о Донбассе, один из них – «Мариуполь. Голоса» Дмитрия Хромых – был показан в 25 регионах России, получил два престижных фестивальных приза. Лилия Рыбалка за создание ленты о детях Донбасса «Цветы под градом» награждена дипломом за лучший дебют на фестивале «Кино детям» в Самаре.

Молодежь искренняя и добрая – это главное, а профессиональные навыки придут. Студенты очень быстро растут, они мои реальные помощники, будущее за ними.

Беседу вела Ирина Иванова

Фотографии и кадры предоставлены Валерием Тимощенко.

Трейлер фильма «Донбасс. Резервный полк»

Смотреть фильм онлайн

Основные награды Валерия Тимощенко за создание фильмов о событиях на Донбассе:

«Луганская повесть»- приз имени Александра Сидельникова за лучшую режиссуру на международном кинофоруме «Золотой Витязь» (2019), приз «За личное мужество при съемке документального кино» кинофестиваля «Россия» в Екатеринбурге (2018).

«Донбасс. Близкие люди» - лучший полнометражный фильм на фестивале «Россия» (2020), Гран-при международного кинофестиваля «Золотой витязь» (2022).

«Донбасс. Резервный полк» - диплом «За гражданское достоинство» от Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой на кинофестивале «Россия» в Екатеринбурге, диплом «Лучший патриотический фильм» на кинофестивале «Вечевой колокол» (2022) (денежная премия направлена в 208-й резервный казачий полк), главный приз панорамы-конкурса фильмов о Донбассе и Приз прессы на кинофестивале «Волоколамский рубеж» (2022), приз имени Александра Сидельникова за лучшую режиссуру на международном кинофоруме «Золотой Витязь» (2023), лауреат в номинации «Лучший режиссёр» XVIII Международного сретенского православного кинофестиваля «Встреча» (2023), лауреат Первого передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству» «За смелость и мужество» (2023).

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.
СВО
1,21 млн интересуются