Открывая страницы русской истории, скажем, середины XIX века, мы неизбежно знакомимся с феноменом русского террора. Феномен это – оттого, что зарождался в уникальной социально-политической обстановке. Рос, крепчал и множился, подпитываясь основами православной религии, нигилизмом, самоотрицанием. Невозможно в полной мере оценить трагедию, которую пережила Россия в 1917 году, если не понять её истоков.
Исток этот – пахнет динамитом, смешанным с апокалипсическим ладаном.
В ходе изучения непростых вопросов нашей истории, я неожиданно пришла к редкому произведению в русской литературе. Оно стоит особняком, потому что как литературная единица не представляет из себя чего-то уникального, но как социальное высказывание – по-своему бессмертно. «Конь бледный» - история, рассказанная революционером. История о русском терроре и плате за него. История о поиске ответа на вечный вопрос: «Убий или Не убий?». Ответ в итоге получаемый – безутешный, беспощадный и радикальный.
Итак, написал эту историю Борис Савинков – фигура в кругах русских революционеров легендарная. Писал под псевдонимом (что понятно), но всё равно вся литературная элита знала, кто скрывается под именем таинственного писателя. Писал – по причине, очевидно. Пытался через судьбу своего героя переосмыслить собственное бремя, выбранный им кровавый путь. Не уверена, что цели своей он достиг, но неискушённому читателю своим откровением – открыл целый мир.
И этот мир – действительно беспощаден. В нём герой рассуждает так: «Почему для идеи убить - хорошо, для отечества - нужно, для себя - невозможно? Кто мне ответит?» Идя по пути политического террора, он, в конце концов, уже не может найти причин не совершать убийств и по личным мотивам. Это ядовитая тропа побеждает героя, а его попытки осмыслить свои поступки через призму Библии – становятся бесполезны. Русский террор движется к своему апогею – к 1917 году.
«Конь бледный» вышел в печать в 1909 году. В то время Россия пережила первую революцию и мыслящие люди активно на эту тему – рефлексировали. Борис Савинков, активно работающий в подполье, выпускает свою «исповедь», словно просит у общества – прощения за возможное будущее. Безрадостное и наполненное болью, страхом, отчаяньем. Общество реагирует по-разному – осуждает за откровенность, да и в общем-то, оказывается не готово лицом к лицу столкнуться с живыми персонажами – настоящими людьми, руки которых прямо сейчас мастерят самодельные бомбы на съёмных квартирах. Это встреча – лоб в лоб.
Савинков никого не щадит. Все его герои, так или иначе, погибают. В мире, который они пытаются изменить, не может быть иначе. Эта безнадёжность очень цепляет. Она начисто откровенна. И эта безнадёжность скажет вам о той эпохе куда больше, чем страницы учебников. В ней – сокровенная правда поколения, которое не находило для себя иного пути. Шло по кровавым рекам, не оглядываясь. Но вот один из них – решился оглянуться. Зафиксировал момент.
Написал книгу.
Вошёл в историю.
Спасибо за внимание! Больше материалов и статей в моём телеграм-канале 💫