ТАК ЧТО ЖЕ Я КУПИЛ?
А ведь смешно получилось: сначала купил, потом стал выяснять, что именно купил. В том смысле, а к какому классу (категории) относится транспортное средство, на котором передвигаться задумано. О том, что именно было приобретено, в конце этой статьи.
Итак, существуют квадрОциклы, и существуют квадрИциклы. Оба слова сравнительно недавно вошли в обиход, путаница неизбежна. Упрощённо можно сказать, что квадрицикл — это такой маленький квадроцикл, на котором можно ездить не только по полям и лесам, но и по дорогам общего пользования, как на обычном легковом автомобиле или мотоцикле, к примеру.
К сожалению, четкого определения этих терминов мы не найдем ни в Правилах дорожного движения (ПДД), ни в Законе о безопасности дорожного движения. Будем опираться на технический регламент ТР ТС 018/2011, на который ссылаются и закон, и ПДД с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации. Правда, и там нет четких определений, зато есть классификация мототранспортных средств: от L₁ до L₇. То, что не попадает в эти категории, не считается транспортным средством (ТС), а называется самоходной машиной (трактор, снегоход, болотоход, квадроцикл, etc.), при покупке такой техники в магазине продавец выдаст не привычный ПТС (паспорт транспортного средства), а ПСМ — паспорт самоходной машины.
Регистрационные документы на транспортные средства (кроме мопедов и велосипедов, им они не нужны) оформляет ГИБДД, а самоходные машины регистрирует Гостехнадзор. Согласно ПДД маломощные квадрициклы и трициклы приравниваются к мопедам и не требуют регистрации, ОСАГО, техосмотров...
Табличку категорий мототранспорта позаимствовал у LandwindRus, она довольно наглядно представляет различия между категориями ТС.
Для управления же квадроциклами требуется удостоверение тракториста- машиниста категории АI (разумеется, не стоит путать с категорией А1 для управления лёгкими мотоциклами).
Заметим, в 2023 году был принят закон, который разрешил управлять любыми квадроциклами обладателям категорий B, C и D, правда только на арендованном транспорте и в сопровождении инструктора, а категория А и подкатегория В1 (MS — с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа) позволяют управлять любыми внедорожными мототранспортными средствами (категория АI, в том числе квадроциклы). В этом случае получать удостоверение тракториста-машиниста (АI) нет необходимости. При этом, как мы помним, для управления мопедами и приравненными к ним квадрициклами (кат. L₁, и L₂) требуется всего лишь категория М в водительском, которая автоматически проставляется при наличии любой другой категории, даже троллейбусной.
Так что же я купил, и зачем мне весь этот «сыр-бор» понадобился про квадро-квадрициклы и документы на их управление? А купил я на Авито мотоколяску СМЗ-С3А 1970 г. в. производства Серпуховского завода (примерно такую, как у Моргунова в фильме «Операция Ы...»).
Фото из Википедии, так как приобретенное транспортное средство не готово пока для фотосессии и требует некоторого (условно) восстановительного ремонта. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что я стал владельцем квадрицикла (двигатель 346 см³, 10 л. с., снаряженная масса 425 кг, max скорость 55 км/ч), то есть это категория L₇ согласно классификации технического регламента ТР ТС 018/2011, для управления требуется водительское категории В или В1 (у меня имеется).Однако окончательно будет понятно только после получения регистрационных документов (ПТС), в имеющихся документах только марка СМЗ, номер двигателя и старинный госномер, категория ТС не указана. Визуальных же критериев отличия квадрицикла от автомобиля найти не удалось.
Пожалуй, есть смысл продолжить исследование темы, задавайте интересующие вопросы в комментариях.
А мне теперь пора заняться поиском и заказом актуальных запчастей для новой (тоже условно) техники, скоро техосмотр проходить.
Продолжение следует...
РАНЕЕ ПО ТЕМЕ:
ЭТИ КАТЕГОРИИ НЕ ПРОСТАВЯТ В ВАШЕ ВОДИТЕЛЬСКОЕ
ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ ПРИЦЕП. ОСТАЛСЯ БЕЗ МАШИНЫ
Больше интересного в нашей группе ФОРМУЛА ДОРОГ и в одноимённом дзен-канале.