Некоторое время назад мы смотрели содержание программы по литературе базового уровня для десятиклассников.
Напомню, что программа базового уровня предполагает 102 часа литературы в год, т.е. 3 урока в неделю. Набор произведений не очень большой, но сами произведения крупные. В конце этой статьи я оставлю ссылки на публикации на эту тему, а пока предлагаю посмотреть, чем программа углублённого уровня принципиально отличается от программы базового.
Общая информация о программе
170 часов! На 68 уроков больше! Это по 5 уроков в неделю. Много, согласитесь?
Из этих 170 часов
- 15 выделено на развитие речи,
- 2 - на внеклассное чтение,
- 4 - на итоговые контрольные работы,
- 8 - на проектную деятельность,
- 12 - резерв.
Неплохо.
Разделы те же, что в базовом варианте: Литература второй половины ХIХ века, Литература народов России, Зарубежная литература. А вот расчасовка, конечно, различается. Правда, только в одном разделе.
Предлагаю обратиться к самому перечню произведений. Этой теме мы посвятим несколько статей. Здесь обратимся к первым 7 авторам из списка: к Островскому, Гончарову, Тургеневу, Тютчеву, Некрасову, Фету и А.К. Толстому.
Творчество А.Н. Островского
Углублённое изучение литературы в 10 классе предполагает обращение не только к драме «Гроза» (как на базовом уровне), но и к другим пьесам («Бесприданница», «Свои люди - сочтёмся» и другие - одно произведение по выбору).
Мы с одной подписчицей под статьёй про базовый уровень обсуждали, что Островскому (исключительно исходя из нашего с ней опыта) уделяли больше внимания.
Углублённое изучение литературы предполагает добавление всего лишь одного произведения, но суммарно на Островского выделяют 9 часов (против 5 в базовой программе). Думаю, можно обсудить и обе пьесы, если ученики читающие.
Также стоит обратить внимание на то, что гуманитариям предлагается изучить не только статью Добролюбова, но и статьи Писарева и Григорьева.
Неплохо!
В идеале я бы взяла из резерва на Островского ещё один час, чтобы точно все успеть. Но, в целом, пока мне нравится углубленный уровень значительно больше базового.
Творчество И.А. Гончарова
Часы на Гончарова в программе для профильного класса увеличены вдвое: 10 против 5 базовых.
На выбор плюсом к «Обломову» можно взять «Обыкновенную историю» или очерки из книги «Фрегат "Паллада"» и другие (прямо так в программе и написано). В идеале хотелось бы охватить всё, но за 10 часов это не удастся. Я бы предложила посмотреть экранизацию "Обыкновенной истории" с Олегом Табаковым и фрагментарно почитать "Фрегат...". А основной упор сделать всё-таки на "Обломова".
Кроме того, в эти 10 часов нужно ещё уложить знакомство с критическими статьями Добролюбова и Дружинина.
Творчество И.С. Тургенева
Часы на Тургенева тоже удвоены: 14 вместо 7.
Помимо романа «Отцы и дети» читаем статью Писарева "Базаров" и ещё одно произведение на выбор из списка: «Первая любовы», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо» и другие, а также в обязательном порядке статью «Гамлет и Дон Кихот».
Я бы взяла, наверное, повесть "Первая любовь". Как мне кажется, она неплохо воспринимается в подростковом возрасте.
Творчество Ф.И. Тютчева
В базовой программе на лирику Тютчева отведено 4 часа. Здесь - 7 часов. При этом в программе прописано, что изучить необходимо не менее пяти по выбору.
Примерный список таков:
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа..», «Умом Россию не понять..», «О, как убийственно мы любим..», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Певучесть есть в морских волнах..», «Природа — сфинкс. И тем она верней..», «Эти бедные селенья...», «О вещая душа моя!.», «День и ночь» и другие.
Мне кажется, 7 часов с головой хватит на подробное обсуждение всех этих стихотворений.
Творчество Н.А. Некрасова
А вот на Некрасова дополнительно выделено всего 2 часа, т.е. суммарно получается 8 часов. Мне кажется, что как раз на него стоило добавить ещё 3-4 часа, чтобы тщательнее обсудить поэму "Кому на Руси жить хорошо". Да и лирика у неё крайне интересная.
Что касается перечня произведений, он таков: стихотворения «Тройка», «Я не люблю иронии твоей..», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди..», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода..»), «О Муза! я у двери гроба...», «Блажен незлобивый поэт...», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и другие, поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Творчество А.А. Фета
По сравнению с программой базового уровня в профиле вместо 3 часов видим аж 7.
Перечень произведений для изучения довольно обширный: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали..», «Я тебе ничего не скажу.. », «Заря прощается с землёю...», «На заре ты ее не буди...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «На стоге сена ночью южной...» и другие.
7 часов достаточно, на мой взгляд.
Творчество А.К. Толстого
Толстой в программе базового уровня не представлен, а здесь на него выделено 2 часа. Это не очень много, но и список произведений не так уж обширен: «Средь шумного бала, случайно...», «Колокольчики мои...»,«Меня, во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...» и другие.
Напомню, что в 10 классе я не преподавала. Два года я работала в колледже, где на первом курсе студенты осваивают программу по литературе за 10 и 11 класс. Там подход к изучению произведений и их перечень немного отличается от школьного. Работая в школе, я не преподавала в старших классах, т.к. в моем корпусе учатся только дети до 7 класса.
Просмотрев эту часть программы, я не могу не отметить, что профильный уровень даёт возможность продуктивной работы с произведениями. Перечень не раздевается с увеличением часов. Да, добавляются новые произведения, но, как правило, они небольшого размера. Соответственно, увеличение часов даёт возможность углубляться в художественный текст, больше внимания уделять деталям. Разумеется, это продиктовано потребностью гуманитариев в более тщательном изучении литературы.
*
Что Вы думаете по поводу программы по литературе углублённого уровня? Вы изучали "профильные" произведения в период школьного обучения?
Другие статьи этого цикла: